Всего против России было введено 11 пакетов санкций. Их влияние на российскую экономику существенно. По оценкам Всемирного банка и Международного валютного фонда – ВВП РФ в 2022 году снизился на 2,1 проц. В 2023 году сокращение экономики России, скорее всего, продолжится. Но прогнозы неоднозначны. Так, по прогнозу Организации экономического сотрудничества и развития – ВВП может снизиться на на 2,5 проц. Всемирный банк прогнозирует падение на 0,2 проц. МВФ же напротив ожидает роста 0,7 проц. в 2023 году.
ВВП России – динамика с 2018 по 2023 год
Что касается импорта товаров, то по статистике МВФ в 2022 году он сократился на 15,01 проц. Экспорт снизился на 8,7 проц. По дальнейшим прогнозам экспертов, в 2023 году показатели импорта должны вырасти, однако экспорта упасть еще больше.
Импорт и экспорт России в 2018-2023 гг.
Повлияли ограничения и на доходы от продажи нефти. В начале 2022 года цены на нефть стали расти, что привело к росту доходов России. Однако санкции, которые были введены в декабре 2022 года и затронули импорт нефти, привели к резкому сокращению прибыли.
Как следует из статистики, которую приводит Международное энергетическое агентство, уже в январе наблюдалось значительное падение прибыли – более 25 проц. В феврале 2022 года потери составляли 40 проц.
Заблокированные российские активы, которые находятся в ЕС и других странах G7 составляют 300 млрд. евро российского центрального банка и 20 млрд. евро активов, принадлежащих более чем 1,5 тыс. физических и юридических лиц, попавшим под санкции. По оценкам экспертов, около 70 проц. активов российской банковской системы находятся под санкциями.
Какая ситуация возникла в транспортной отрасли после введения санкций
Ограничения на авиаперелеты, на доступ к портам, запрет на движение транспорта, зарегистрированного в России, по территории Европейского союза – все эти меры привели к сокращению грузоперевозок по традиционным маршрутам более чем на 40 проц.
«Те санкции, которые наложили на Российскую Федерацию, практически поломали всю логистику в нашей стране. И мы вынуждены искать новые логистические коридоры», – заявлял в 2022 году министр транспорта РФ Виталий Савельев.
Российские перевозчики стали искать альтернативные пути. Ими стали перегрузка и перецепка грузов в Беларуси, более широкое сотрудничество с Турцией и Китаем, а также развитие коридора «Север-Юг». Перевозки через Азербайджан, Казахстан и Туркменистан выросли в два раза по сравнению с 2022 годом.
Самые большие трудности наблюдаются на маршруте через Азербайджан. Дороги не готовы к тому объему грузов, которые запланированы. Маршрут не заработает полноценно, пока не будет решена проблема трасс, а также инфраструктуры, которая влияет на маршрут: порта Астрахани и железной дороги Ирана.
Международные компании по морским грузоперевозкам покинули Россию. Тогда основными операторами грузов на Дальнем Востоке стали российские компании Fesco и Sinokor, а также китайские перевозчики, например SITC, Zhonggu, Heung-A Line, OVR Shipping. Чтобы оптимизировать маршруты, грузоперевозчики стали развивать мультимодальные поставки.
Согласно недавним данным биржи перевозок Ati.su с начала 2023 года до июня стоимость перевозок грузов внутри страны выросла на 38 проц. При этом спрос на грузоперевозки вырос на 61 проц. Эксперты говорят, что это вызвано перестройкой логистической системы.
Еще одна проблема, которая возникла в результате санкций – дефицит грузовиков. После ухода иностранных компаний – перевозчики вынуждены выбирать между грузовиками отечественных производителей и китайскими тяжеловозами, который заполнили рынок. К тому же проблема с техническим обслуживанием и ремонтов грузовиков европейских производителей все больше набирает обороты.
Два пакета санкций 2023 года
В текущем году ЕС принял два пакета санкций. Если говорить о ключевых моментах для транспорта, то десятый пакет включал в себя запрет на:
- экспорт ключевых технологий и промышленных товаров;
- импорт асфальта и синтетического каучука;
- предоставление России мощностей для хранения газа;
- транзит через Россию экспортируемых из ЕС товаров и технологий двойного назначения.
Одиннадцатый пакет включил в себя запрет на:
- перевозку грузов в ЕС автомобильным транспортом. Он распространился на прицепы и полуприцепы, зарегистрированные в России , в том числе при перевозке грузовыми автомобилями, зарегистрированными за пределами России. Исключение составили перевозки между Калининградской областью и РФ;
- доступ в порты и шлюзы ЕС любым судам, осуществляющим перевалку с судна на судно, если есть подозрение,что судно либо нарушает запрет на импорт российской сырой нефти и нефтепродуктов морским путем в ЕС, либо перевозит российскую сырую нефть или нефтепродукты, закупленные по цене, превышающей установленную предельную цену;
- транзит через территорию России товаров и технологий двойного назначения , которые могут способствовать военно-техническому совершенствованию России или развитию сектора обороны или безопасности;
- на поставку в Россию новых и подержанных машин с объемом двигателя более 1,9 литра, электромобилей и гибридов.
Как повлияет 11 пакет санкций на транспортный и логистический сектор
Эксперты начали говорить о том, какое влияние новые запреты 11 пакета санкций окажут на транспортный сектор РФ. В первую очередь, отмечают они, между РФ и ЕС увеличится доля перегрузок. Они занимают много времени, часто до нескольких дней, поэтому финансовые затраты существенно вырастают. Такая ситуация может спровоцировать рост тарифов.
«Насколько серьезно могут вырасти тарифы, зависит от цен на погрузочно-разгрузочные работы и времени, которое потребуется на проведение этих работ. Перевозчики будут вынуждены закладывать время простоя на ТЛЦ в стоимость транспортировки. Сегодня день такого простоя стоит 150 евро», – рассказывает специалист по операционной работе логистической компании Novelco Сергей Трукшин.
С одной стороны российская логистика переориентируется на азиатское направление. Но с другой – прямые перевозки в ЕС остаются. Поэтому санкции продолжают усложнять и удорожать процессы доставки грузов.
Но так считают не все российские эксперты. Например, Святослав Вильде основатель и директор российской биржи грузоперевозок ATI.SU рассказал Trans.INFO о том, что в краткосрочной перспективе новый пакет санкций скорее всего не окажет влияния на отрасль.
«Введение запрета на транзит через территорию России ряда товаров и технологий двойного назначения можно назвать в большей степени символическим жестом. Предыдущие санкционные пакеты уже свели объемы подобных перевозок до минимума, поэтому ни на стоимость, ни на сроки доставки новые запреты уже вряд ли повлияют», – рассказывает он.
Эксперт считает, что новый запрет на прицепы и полуприцепы – это скорее усиление санкций, которые были введены в апреле 2022 года. Существенное влияние на тарифы и сроки доставки могло бы оказать требование обязательной перегрузки товаров вместо перецепки на границе, однако пока такие жесткие правила не предусмотрены.
«По факту, для таких перевозок уже используются прицепы с польскими и литовскими номерами. Кроме того, российские перевозчики продолжают успешно наращивать парк автомобилей, зарегистрированных в дружественных странах», – заключает Святослав Вильде.
Ситуацию специально для Trans.INFO прокомментировал генеральный секретарь Литовской ассоциации автомобильных перевозчиков Linava Зенонас Буйвидас.
«11 пакет санкций должен оказать существенное влияние на логистику России и Беларуси, поскольку новые санкции закрывают, пожалуй, главный способ обхода странами-агрессорами предыдущих запретов. А он использовался довольно часто. Пакет санкций распространяет запрет на перевозку грузов зарегистрированными в России прицепами и полуприцепами по дорогам ЕС тогда, когда прицепы и полуприцепы прицепляются к тягачам, зарегистрированным в других странах. Так, например, теперь россияне больше не смогут просто прицепить прицеп к любому тягачу, зарегистрированному в ЕС, и таким образом беспрепятственно ввозить товары в ЕС,- заявил он.
Зенонас Буйвидас считает, что санкции могут быть эффективными, но бдительность необходима, так как запрет не распространяется на транзит через ЕС между Калининградом и Россией.
«Кроме того, товары могут перевозиться в сотрудничестве с перевозчиками из других стран с несколько более благосклонным отношением к России. Например, из балканских стран», – говорит эксперт.
А что с «третьими странами»?
Европейский союз не обошел вниманием тот факт, что третьи страны прямо или косвенно могли помогать России обходить санкции. Поэтому был разработан механизм, который не будет позволять им это делать. В частности, начали применяться индивидуальные меры против компаний, активно сотрудничающих с Федерацией в поставках запрещенной продукции. Однако если, несмотря на эти меры, регулярный обход санкций продолжится, то Евросоюз сможет предпринять более жесткие шаги, а конкретно – ограничить поставки товаров в третью страну.
В таких действиях могли быть замечены Казахстан, Армения, Кыргызстан и другие. Однако риск вторичных санкций должен удержать правительства стран от таких шагов.
«Радикальный запрет на экспорт товаров и технологий двойного назначения в отдельные страны в качестве наказания за обход санкций пока рассматривается в ЕС лишь в качестве «крайней меры», которая будет применяться лишь «если никакое другое решение не будет найдено». Это усложнит обход санкций через третьи страны и может привести к удорожанию или даже возникновению дефицита некоторых импортных позиций», – считает Святослав Вильде.
Представители транспортной отрасли из Казахстана считают, что санкции против РФ. могут положительно сказаться на экономике страны. К примеру, так считает заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Мурат Амрин. Так как использование полуприцепов из ЕС будет остановлено, этим смогут воспользоваться казахстанские перевозчики.
«Снизится конкуренция на прямые перевозки из ЕС в направлении Центральной Азии без перегрузки и перецепки», – заявил он.
Но есть и минусы – дальнейший приток в Казахстан российских и белорусских транспортных средств создадут еще большую конкуренцию отечественным перевозчикам, чем есть сейчас.
Автор: Ольга Фомина
Источник: trans.info