Цифровизация грузоперевозок — требование времени
По оценкам экспертов, в первом полугодии 2023 года российский рынок автомобильных грузоперевозок, несмотря на все экономические и геополитические перипетии, продолжает тенденцию к росту. И это несмотря на непростые вызовы последних двух лет: переориентация транспортных потоков на Восток, дефицит водителей, особенно на дальних направлениях, рост цен на автотранспорт, топливо и комплектующие, увеличение утилизационного сбора и многое другое.
Еще один вызов для игроков рынка — влияние государства на регулирование отрасли, с точки зрения цифровизации и достижения санкционной независимости. Такие электронные перевозочные документы, как транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, договор фрахтования, путевой лист, — скоро окончательно придут на смену привычным бумажным копиям. Эти меры, безусловно, сделают грузоперевозки более открытыми и безопасными. Но с другой стороны, для соответствия всем регуляторным требованиям компаниям придется существенно изменить существующие бизнес-процессы, перевести их на цифровые рельсы, обучить персонал.
В этих условиях, транспортные компании, которые хотят повысить свою конкурентоспособность, создают вокруг себя эффективную «обвязку» из специализированных информационных систем и сервисов, интегрированных между собой: логистических и учетных систем, инструментов мониторинга транспорта, торговых площадок, систем электронного документооборота, мобильных приложений. Автоматизация позволяет им оперативно оформлять заказы, заниматься планированием маршрутов, передавать документы — оптимально используя имеющиеся ресурсы, минимизируя ручной труд и сокращая риски, связанные с «человеческим фактором». При этом все более востребован экосистемный подход: программные платформы, позволяющие управлять всеми логистическими процессами в режиме «одного окна» и бесшовно интегрировать необходимые функциональные модули во внешние системы.
Предпочтение — отечественным сервисам
Весной 2022 года российский рынок грузоперевозок испытал на себе первое влияние санкционных ограничений: страну покинули несколько разработчиков логистических сервисов. С тех пор многие российские пользователи популярных зарубежных решений находятся в состоянии неопределенности: невозможно предсказать, как поведет себя тот или иной поставщик облачной платформы в ближайшем будущем. В отличие от on-premise продуктов, операторы облачных сервисов теоретически могут отключить определенных пользователей моментально. Это означает, что под угрозой оказываются ключевые бизнес-процессы транспортной компании и сама возможность ее бесперебойной работы.
Наиболее логичным выходом из этой ситуации становится импортозамещение. Здесь хотелось отметить две позитивные тенденции. Во-первых, на российском рынке уже долгое время существуют надежные сервисы, которые не только по функциональности не уступают западным, но и содержат более актуальные для российских пользователей компоненты. Это, например, встроенные системы электронного документооборота, соответствующие актуальным требованиям местного законодательства, или сервисы проверки контрагентов.
Во-вторых, миграция с зарубежных логистических платформ на российские не так сложна, как, например, импортозамещение сложных ERP или CRM-систем. Здесь опять же сказывается преимущество облачных сервисов, которые легко подключить, масштабировать, а также интегрировать в ИТ-инфраструктуру благодаря имеющимся программным интерфейсам API.
В то же время освободившаяся на российском рынке ниша и рост интереса потенциальных клиентов заставляют разработчиков логистических платформ активно конкурировать между собой. Появляются отраслевые лидеры, которые более успешно занимаются разработкой собственных сервисов и расширением сети технологических партнеров. Ниже мы определим главные критерии, по которым можно оценить подобные решения.
Характеристики качественной логистической платформы
Локализация. Как и любой импортонезависимый облачный сервис, доверенная логистическая платформа должна размещаться на серверах дата-центров, расположенных в пределах России, чтобы максимально обезопасить пользователей от возможных утечек данных и риска блокировки сервиса. Соответственно, и юридическое лицо оператора платформы должно быть зарегистрировано в России.
Функциональность и гибкость разработки. Выбор платформы зависит от тех задач, которые компания желает автоматизировать: подбор перевозчиков, оформление заказов, выбор оптимального маршрута, аналитические сервисы, рейтинг и оценка надежности исполнителей, документооборот, контроль груза на маршруте и т. д. Важно, чтобы модульная структура решения позволяла использовать только тот функционал, который заказчику действительно нужен, особенно если это касается платных сервисов. Для крупных клиентов будет лучше всего, если разработчик платформы готов оперативно дорабатывать решение под определенный запрос, корректировать «дорожную карту» или предоставлять внутреннему ИТ-подразделению клиента инструменты для кастомизации.
Удобство использования, поддержка мобильности и возможности интеграции. Логистическая платформа должна иметь возможность максимально тесной интеграции в инфраструктуру клиента, а также предоставлять пользователям удобный, интуитивно понятный интерфейс и базу знаний с ответами на наиболее частые вопросы. При помощи API доступ к функциональным модулям решения может быть организован прямо из основной системы, которой пользуются логисты. Такие сервисы, как ЭДО с возможностью подписания электронной подписью, отслеживание груза, коммуникации с водителем, — могут быть вынесены в мобильное приложение, чтобы системой можно было пользоваться автономно.
Стоимость внедрения и технической поддержки решения важна для расчета экономической выгоды от внедрения автоматизированной системы. Заказчики высоко ценят отзывчивую техническую поддержку разработчика, готовую оперативно отрабатывать заявки и предоставлять консультации.
В пользу той или иной логистической платформы будут говорить положительные отзывы клиентов разработчика, полученные из открытых источников, и большая клиентская база. Опытные игроки, как правило, имеют лучшие технические возможности для обеспечения стабильного сервиса и безопасности заказчиков, отражения DDoS-атак на платформу и других угроз.
За последние годы на рынке появилось много зрелых, функциональных и надежных отечественных решений для автоматизации бизнес-процессов в транспортной отрасли. Конкуренция между ними приводит к более быстрому и целенаправленному развитию этих систем. Получая обратную связь от заказчиков, разработчики имеют возможность гибко реагировать на запросы рынка и требования регуляторов. Эта гибкость является еще одним преимуществом отечественных решений перед зарубежными. По сути, выбор заказчика между российскими сервисами сводится в основном к нюансам, связанным с пользовательским опытом и финансовыми возможностями.
Источник: rbc.ru