Геополитическая ситуация и санкции сильно изменили логистические процессы. Участникам рынка необходимо в сжатые сроки адаптироваться под новые условия работы. И выигрывает тот, кто действует быстро, используя для принятия решений качественные данные и удобные инструменты аналитики. 

Если не использовать в управлении логистической цепочкой различные аналитические решения, то можно оказаться в числе аутсайдеров рынка, а то и вовсе вне его. Причем это касается и тех компаний, которые в качестве инструмента аналитики использовали ранее таблицы в Excel, но не смогли интегрировать свой опыт в доступные новые сервисы аналитики рынка. 

Как подружить аналитику с логистикой

Можно, конечно, вести аналитику по старинке в Excel, этот подход даже оправдан для малого бизнеса, например. Но нужно быть готовым к ряду сложностей:

  • Таблицы не помогают увидеть ситуацию на рынке в целом, а внутренним процессам они не добавляют прозрачности.
  • Нередко при сборе данных возникают ошибки, которые могут стать весьма критичными и негативно повлиять на ключевые показатели.
  • Ручной анализ требует много времени и сил, особенно на этапе формирования отчетности.
  • Данные не всегда можно получить оперативно, а значит страдает и скорость принятия решений.

Аналитика должна быть простой, доступной для всех участников логистических процессов и при этом максимально автоматизированной. Поэтому стоит обратиться к современным BI-решениям и сервисам. Они помогают выявлять источники проблем и слабые места, вести детальный анализ и управлять затратами. При этом важно, чтобы все этапы грузоперевозок были максимально оцифрованы, а обработка информации автоматизирована. Также для получения качественных аналитических данных, основанных на реальных показателях, необходимо, чтобы все участники процесса находились в едином цифровом пространстве, использовали для этого единую платформу.

Это сделает логистические процессы более гибкими, прозрачными и оптимальными, позволит собирать и анализировать большие массивы данных. Неавтоматизированные «звенья» цепочки анализировать очень сложно. А значит и результаты могут быть непредсказуемыми.

Например, экосистема сервисов ATI.SU сегодня включает в себя инструменты как для внутренней, так и для внешней аналитики. Данные из сервисов можно получать по API и использовать в своих аналитических программах.

Внутренняя аналитика

Для оптимизации внутренних процессов и планирования деятельности важную роль играют отчеты. На их основе руководитель может оценивать всю картину целиком и вовремя  принимать необходимые меры. Это могут быть отчеты по перевозкам, распределению грузов по направлениям и перевозчикам, историям и эффективности торгов, менеджерам, встречным предложениям и т. д.

Так, в отчетах по перевозкам можно отображать заказы, отказы, среднее время отклика на груз, общую и среднюю стоимость перевозок по фирмам, с которыми сотрудничает компания. 

Отчеты по направлениям помогают увидеть популярные маршруты и оценить стоимость перевозок по каждому.  А с помощью отчетов по менеджерам легко следить за результатами сотрудников по каждому заказу.

Эти и другие данные показывают эффективность работы как отдельных подразделений, так и всей компании в целом, позволяют планировать финансовые показатели и ресурсы, выстраивать работу с клиентами. Кроме того, отчеты можно использовать при переговорах с поставщиками и принимать решения по поводу сотрудничества с теми или иными контрагентами.

Внешняя аналитика

Анализировать ситуацию на рынке, понимать, что происходит с ценами на перевозки в разные периоды времени и применять эти данные для повышения эффективности и рентабельности собственного бизнеса помогают инструменты внешней аналитики.

Для этого можно использовать «Индекс ATI.SU FTL РФ». Он показывает динамику ставок на грузоперевозки по 100 самым популярным направлениям в России и в целом по стране, а также позволяет комплексно отслеживать тенденции и изменения рынка.

Собственникам бизнеса важно уметь предсказывать кризис или рост в отрасли, находить сезонные закономерности и с учетом этого выстраивать стратегию, планировать направления перевозок, а также формировать бюджет на логистику и пересматривать ценовую политику с учетом динамики рынка. Инструменты, подобные «Индекс ATI.SU FTL РФ», помогают решать такие задачи.

Еще одно направление внешней аналитики — это оценка средних ставок на перевозку грузов. В прошлом году в рамках экосистемы ATI.SU был запущен сервис «Средние ставки». Он помогает определять рыночные цены на перевозки, опираясь на данные по текущим ставкам, а также на их разброс и изменения за выбранный период.

Таким образом, аналитика внешних данных позволяет рассчитывать рыночную стоимость перевозок, составлять маршруты, качественно работать с контрагентами. При этом сотрудникам больше не нужно вручную готовить отчеты — все считается автоматически. 

Перечисленные инструменты — базовый набор, необходимый для повседневной работы. Безусловно, каждый бизнес может его дополнять с учетом своей специфики, потребностей и подходов. Но в любом случае аналитика поможет трансформировать полученные данные в эффективные решения, оптимизировать логистическую цепочку и снизить операционные затраты. А это, в свою очередь, положительно отразится на работе с клиентами и партнерами и позволит удержать свои позиции на рынке.

Источник: rbc.ru