Рынок электронной коммерции в Кыргызстане динамично растет. По прогнозу Statista, в 2023 году выручка от онлайн-продаж достигнет $418,4 млн, а к 2027 году объем рынка составит $691,7 млн. Увеличивается и количество покупателей, которые заказывают товары онлайн: в этом году их доля составляет 36%, а к 2027 году достигнет 41,5%.

Росту рынка способствует не только изменение потребительского поведения. В республике принят закон об электронной коммерции, разработан специальный налоговый режим, утверждена программа развития электронной коммерции до 2026 года. 

Проблема «последней мили»

Основную часть рынка онлайн-продаж в Кыргызстане занимают маркетплейсы — Wildberries, Оzon, AliExpress. Они открывают пункты выдачи заказов (ПВЗ), создают курьерские службы, расширяют ассортимент и географию продаж, активно развивают функционал своих мобильных и веб-приложений.

Растут и требования покупателей к сервису маркетплейсов и интернет-магазинов. Чаще всего, они касаются доставки товаров: пользователи хотят не только быстро получить заказ, но оговорить доставку в конкретное время суток или в максимально коротких срок — до одного часа. Особенно это касается продуктового ритейла, где счет идет на минуты. 

Доставка ”последней мили”, то есть со склада — к клиенту, стала серьезным вызовом для логистики. Теперь именно скорость доставки (без повреждений, потерь и вовремя) становится основным конкурентным преимуществом любой торговой площадки. И здесь остро встает вопрос организации логистики.

Шанс для складской недвижимости

Совсем недавно товары доставлялись по стандартным и постоянным маршрутам: из распределительного центра в розничный магазин. Сейчас задача существенно усложнилась — требуется привозить товары в многочисленные пункты выдачи заказов (ПВЗ), постаматы или прямо домой или в офис к клиенту. При этом в Кыргызстане постоянно увеличивается количество ПВЗ и постаматов — рынок далек от насыщения и будет активно расти в ближайшие годы. 

По данным аналитиков компании NF Group, в КР не хватает качественных складских площадей. Склады класса А представлены лишь одним объектом логистического оператора Smart Logistic, который оказывает там 3PL-услуги. Остальные склады (74%) относятся к классу В. В стране наблюдается дефицит свободных площадей. Развитие электронной торговли окажет позитивное влияние на инвестиционную привлекательность проектов в области складской недвижимости. Оно привело к росту спроса на услуги курьерских и транспортных компаний, хотя мировой опыт говорит, что крупные маркетплейсы создают собственные логистические компании. Вероятно, этого не избежать и участникам рынка в Кыргызстане.

Однако при любом способе организации доставки своих товаров до клиента, маркетплейсам необходима прозрачность движения заказов. И в этом помогает использование современных ИТ-платформ.

Возможности ИТ-платформ

Логистическая ИТ-платформа — это экосистема сервисов, которые автоматизируют разные операции в режиме одного окна. Например, такое решение помогает:

  • маршрутизировать заказы с учетом разных критериев (габариты, вес, количество груза, адрес и требования к срокам и т.д.);
  • отслеживать доставку в режиме реального времени;
  • обеспечивать связь между диспетчером, водителем, клиентом;
  • формировать отчеты и аналитику по разным параметрам.

Управление процессами доставки в режиме одного окна позволяет обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участниками перевозок. При этом каждый из них имеет персональные доступы к информации в системе, куда может оперативно вносить изменения о статусах заказа.

Например, водитель при помощи мобильного приложения логистической ИТ-системы может общаться с диспетчером и с клиентом. После выполнения доставки он может изменить статус, после чего грузополучатель автоматически получает уведомление об этом. Детальная и общая аналитика по каждому рейсу доступна онлайн.

Современные логистические ИТ-платформы постоянно совершенствуются, в том числе, и при помощи алгоритмов машинного обучения. Это позволяет, например, проверить исполнителей на благонадежность или вычислить справедливую стоимость перевозки.

При организации всего цикла доставки грузов на единой платформе - от получения и оценки заказа до отправки отчета о его выполнении - все процессы становятся значительно прозрачнее и понятнее. Существенно сокращаются рутинные процессы и влияние человеческого фактора.

Цифровизация «последней мили»

Современные логистические ИТ-платформы легко адаптируются под задачи электронной коммерции и запросы внутренней доставки. Они работают по облачным технологиям, поэтому пользователю платформы нет необходимости в расширении штата ИТ-специалистов и в масштабировании цифровой инфраструктуры своей компании.

Именно облачные решения для совместной работы всех участников процесса поставок становятся драйвером рынка цифровой логистики, который растет на 8% ежегодно, считают аналитики Mordor Intelligence. Эти тенденции применимы и для Кыргызстана: развитие электронной торговли невозможно без перехода к моделям цифровой логистики.

Источник: economist.kg