Пограничный вопрос
Председатель кабинета министров Кыргызстана Акылбек Жапаров предложил отказаться от проведения контрольно-досмотровых мероприятий для грузов на границах Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом он заявил на внеочередном совещании Евразийского межправительственного совета в Армении. Для отслеживания грузоперевозок и исключения лжетранзита ранее уже подписано соглашение о применении в ЕАЭС навигационных пломб. Также среди инструментов оптимизации затрат на логистику уже внедрены цифровые решения для оформления электронных сопроводительных документов и организации мультимодальных перевозок.
Власти Кыргызстана понимают и важность модернизации КПП. В Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызстана 24 августа состоялось техническое совещание по итогам работы за семь месяцев. Главы администраций регионов, в том числе, подняли вопросы обновления весоизмерительного оборудования на пунктах транспортного контроля, установки камер видеонаблюдения на вновь открывшихся контрольно-пропускных пунктах в Кербене, Ат-Баши, Салам-Алик.
По информации Нацстаткома Кыргызстана за первое полугодие 2023 года, КР экспортировала товаров на 1,3 млрд долларов. Почти 50% экспорта приходится на страны ЕАЭС. Поэтому развивать связанность между государствами союза, устранять барьеры на границах - важнейшая задача в масштабах всей экономики, - считает Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU.
Интермодальный поезд на четыре страны
В августе стало известно о подписании городе Ланьчжоу (КНР) меморандуме о сотрудничестве в развитии транспортного маршрута КНР - Кыргызстан - Узбекистан - Афганистан. В рамках проекта планируется запуск международного интермодального поезда, который свяжет четыре страны.
Согласно ожиданиям экспертов, грузооборот только в направлении Афганистана может составить более 4 тысяч контейнеров в год, и этот объем обещает вырасти.
Это перспективное для Кыргызстана направление: развитие маршрута сможет существенно увеличить товарооборот между странами-участницами проекта. Конечно, ключевым поставщиком товаров в рамках этой группы станет Китай, заинтересованный в новых направлениях и логистических цепочках. Для Кыргызстана — это еще одна возможность использовать свой транзитный потенциал, — считает Эмирлан Бейилбаев.
Мультимодальные перевозки в Европу
В министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызстана 24 августа подписан протокол о сотрудничестве с Латвией в сфере автомобильного, железнодорожного транспорта и транспортной логистики. Кыргызстанским грузоперевозчикам планируют выдать дополнительно 700 разрешений на двусторонние и транзитные перевозки в Латвию. Решено также провести в Бишкеке 11-14 сентября заседание совместной кыргызско-латвийской комиссии по международным автомобильным перевозкам. Товарооборот между двумя странами растет. Так, в 2022 году общий объем только железнодорожных грузов составил почти 27 тыс. тонн против 20 тыс. тонн в 2021 году.
"Страны ЕС в условиях ограничения сообщения с Россией уделяют повышенное внимание сотрудничеству с центрально-азиатскими республиками, - отмечает Эмирлан Бейилбаев. - Всё больше товаров идут из ЕС в Азию в обход России и, скорее всего, этот тренд будет сохраняться. Кыргызстану для усиления взаимосвязей с европейскими странами важно поддерживать высокий уровень логистических услуг, что невозможно без цифровизации процессов и использования современных ИТ-сервисов".
ПЭК открывает филиал
Российская компания ПЭК, мультисервисный оператор логистических услуг, озвучила планы по открытию первого филиала в Кыргызстане. Кроме этого, компания планирует запустить грузоперевозки между Россией, Казахстаном и Кыргызстаном. До конца 2023 года ПЭК рассчитывает на 40% увеличить в грузооборот в КР. Сборные грузы по маршруту Россия-Кыргызстан будут доставляться еженедельно через Казахстан, где расположен собственный международный склад в Астане. В дальнейшем компания планирует открыть новый маршрут в Китай.
Россия занимает второе место по товарообороту с Кыргызстаном после Китая. В 2022 году его рост составил 40,6% к 2021 году, — комментирует Эмирлан Бейилбаев. Открытие филиала ПЭК позволит наращивать товарооборот между странами. Тем более что спрос на грузоперевозки между Россией и Кыргызстаном сохраняется на высоком уровне.
Международные компании строят склады
Корейская компания "Эковис интернешнл" планирует построить в Кыргызстане склад для прямых поставок готовой продукции и комплектующих компаний Samsung Electronics и LG Electronics: телевизоров, холодильников, микроволновых печей, пылесосов и стиральных машин. Меморандум о строительстве склада класса А подписан с кыргызстанской компанией "Профи центр".
В Кыргызстане наблюдается дефицит складских помещений высокого класса. Появление объектов крупных международных компаний будет способствовать развитию рынка складской недвижимости, а также повышению качества логистических услуг в целом, — считает Эмирлан Бейилбаев.
Логистику подгоняет электронная торговля
В Кыргызстане стремительно растет рынок электронной торговли, что позитивно сказывается на развитии внутренней и международной логистики. В 2023 году выручка на рынке e-commerce достигнет $418,40 млн, при этом ожидается, что годовой темп роста выручки в среднем составит 13,39% до 2027 года. Объем рынка к этому времени составит $691,7 млн.
Эксперты считают, что большая часть доходов от электронной коммерции в мире будет генерироваться в Китае. Стоит ожидать роста грузопотока из Китая в страны Евросоюза и Центральной Азии. Кыргызстан становится важным этапом логистической цепочки - важно использовать эту возможность, — считает Эмирлан Бейилбаев.
Источник: tuz.kg