Санкции в отношении России перекроили логистические цепочки в сфере автомобильного транспорта. И Кыргызстан оказался в самой гуще событий — на пересечении основных путей поставок внутри Евразии.

С одной стороны, вырос спрос со стороны российских покупателей на автомобили европейских и американских марок с доставкой через Центральную Азию и Закавказье.

С другой стороны, активизировались китайские и корейские производители, которые стремятся занять освободившиеся ниши на российском рынке — и тоже наращивают поставки, в том числе с транзитом через страны ЦА.

За прошлый год импорт автомобилей в Кыргызстан вырос в 3,1 раза.

По данным Нацстаткома, в 2022 году импортировано 41,2 тыс. машин, в то время как в 2021 году — только 13,1 тыс. Рекордный рост показателей продолжился и в 2023-м: за январь-апрель текущего года в КР ввезли почти столько же автомобилей, как за весь предыдущий год — 41 тыс. Для сравнения, в 2022 году за первые четыре месяца импортировали 9,5 тыс. авто — в 4,3 раза меньше.

Автомобильные грузоперевозки превращаются в серьезную индустрию на кыргызстанском рынке. Все это требует изменений в организации перевозок, оптимизации логистических процессов как на уровне отдельных компаний, так и на уровне государств.

«Цифра» поможет 

В условиях растущего рынка перед его участниками встают специфические задачи. Так, заказчикам перевозки важно найти добросовестных подрядчиков со специализированным транспортом, способных обеспечить прозрачную и безопасную доставку груза, а затем предоставить необходимые документы. Сегодня заказчикам не всегда удается найти специализированный транспорт — бывают случаи, когда автомобили грузят на тентованные грузовики. И дело не в том, что автовозов нет — «ручные» способы работы в условиях возросшей конкуренции перестают работать.

Для перевозчиков открывается новая перспективная ниша — и им нужно найти способы «зайти» на этот рынок, регулярно получать выгодные заказы, быть уверенными в надежности контрагентов.

И заказчикам, и перевозчикам нужны инструменты, позволяющие находить партнеров, автоматизировать часть рутины, контролировать перевозки в режиме онлайн и оперативно реагировать на любые проблемы. Логистические IT-сервисы способны справиться с этими задачами. Так, грузовладельцам они позволяют:

Оперативно разместить заказ на доставку любого груза, включая автомобили, с подробным описанием требований к перевозчику. Это могут быть размеры автовоза, опыт работы на конкретном маршруте, цена услуги, пожелания к отчетности, срокам и другие параметры. Логистическая система автоматически исключит неподходящие заявки.

Проверить реальные отзывы о перевозчике, которые оставляли только те, кто уже пользовался его услугами. Система не позволит создавать выдуманные (фейковые) комментарии.

Отслеживать в режиме реального времени передвижение автомашины с грузом, иметь постоянную связь с водителем и менеджером заказа.

Сформировать нужную отчетность в автоматическом режиме. Эта функция может оказаться ключевой для заказчика, которыми все чаще выступают крупные автодилеры.

В свою очередь, перевозчики, работая в подобном IT-сервисе, могут отслеживать выгодные для себя заявки, проверять репутацию заказчика, его платежеспособность и стиль ведения дел. Все это способствует комфортному сотрудничеству и формированию качественной услуги грузоперевозки.

Логистический хаб требует цифровизации

Автоперевозки — только один из примеров того, как трансформируются мировые логистические потоки. Центральная Азия становится ключевым регионом, обеспечивающим товарооборот внутри Евроазиатского континента. Участники различных рынков — от сырьевых до производства продуктов питания — активно ищут новых поставщиков, покупателей, партнеров. Идет масштабная работа по формированию альтернативных способов доставки грузов.

Кыргызстан и его соседи в силу географии оказались в центре сотен маршрутов, к которым проявляют пристальный интерес компании со всего мира. Это требует и особого подхода к формированию логистических услуг РК. На первое место выходит не только цена, но и комфорт и безопасность грузоперевозок.

Все это можно обеспечить при помощи современных IT-сервисов, таких как «Биржа ATI.SU». Кроме поиска надежных партнеров они позволяют:

1. Оптимизировать маршруты и расписание. Используя алгоритмы маршрутизации и прогнозирования трафика, сервисы помогают сократить время доставки и улучшить планирование, уменьшая риски задержек и неэффективного использования ресурсов.

2. Повысить прозрачность и отслеживаемость. IT-сервисы дают возможность отслеживать статус перевозки автомобилей в режиме реального времени, что повышает безопасность сделки.

3. Уменьшить затраты и оптимизировать ресурсы. IT-сервисы автоматизируют многие процессы, снижая необходимость вручную планировать задачи и мониторить их выполнение.

4. Улучшить клиентский опыт. Клиентам предоставляется возможность отслеживать перевозку и оперативно реагировать на любые изменения.

Сегодня появляется множество новых возможностей для бизнеса из разных сфер. Воспользоваться ими получится у тех компаний, которые сумеют построить оптимальные процессы, в том числе в логистике. Тем более что цифровые инструменты для этих целей уже есть на рынке Кыргызстана.

Источник: mnenie.akipress.org