От планов к их реализации

Президент РК Касым-Жомарт Токаев посетил Вьетнам. Во время визита обсуждали вопросы экономического сотрудничества, в том числе развитие логистики. Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и вьетнамская авиакомпания VietJet Air подписали меморандум о планах по развитию взаимных грузовых авиаперевозок, расширению географии полетов и увеличению рейсов между странами в рамках режима «открытое небо». Кроме этого президент Токаев встретился с главой конгломерата Sovico Group Нгуен Тхань Хунга, который сообщил о намерении создать в Казахстане торгово-логистический центр. Sovico Group — крупнейший диверсифицированный конгломерат во Вьетнаме с доходом в 2022 году в $20,6 млрд.

Сотрудничество с другой азиатской страной — Пакистаном — перешло из формата договоренностей в практическую плоскость. Запущены пилотные грузоперевозки из Казахстана в Пакистан. Для организации регулярных поставок планируется привлечь пакистанскую компанию National Logistics Cell. Усиление торгового сотрудничества между Пакистаном и Казахстаном обсуждается последние несколько месяцев. Для РК важно не только осваивать новые рынки сбыта, но и получить выход к морским торговым путям для отправки своих товаров в третьи страны.

В апреле Казахстан уже открыл в пакистанском городе Лахор «Дом Казахстана», теперь планирует запустить торговый дом в Исламабаде. РК готова поставлять в Пакистан порядка 80 наименований товаров, среди которых продукты питания и сельхозтехника. Пакистан, в свою очередь, может не только поставлять свои товары в Казахстан (в основном фрукты и овощи), но и получить доступ на рынок ЕАЭС.

На встрече с основателем и председателем правления крупнейшей логистической компании Пакистана TCS Logistics Private Limited Халидом Наваз Аваном в Астане заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин назвал развитие торгово-логистических возможностей между Казахстаном и Пакистаном приоритетными для РК.

Рост грузоперевозок требует модернизации инфраструктуры

В январе-июле 2023 года объемы грузоперевозок в Казахстане выросли на 2,3% по сравнению с тем же периодом 2022 года, говорится в отчете бюро национальной статистики. При этом автомобильным транспортом перевезено на 12,3% больше грузов, а железнодорожным — меньше на 0,8%.

Повышение эффективности железнодорожных перевозок обсуждается на высшем уровне. Так, операционное управление Казахстанской железной дорогой предлагают передать немецкой Deutsche Bahn (DB) – DB Engineering & Consulting GmbH. С таким предложением в Правительство РК обратился инвестхолдинг «Самрук-Казына». Предполагается, что это позволит превратить «Казахстан темир жолы» (КТЖ) в современную транспортно-логистическую компанию. В описании проекта говорится, что у немецкой Deutsche Bahn большой опыт в вопросах «эффективной трансформации железнодорожной отрасли».

Необходимо и модернизация портовой инфраструктуры. В порту Актау к 2025 году планируют восстановить два недействующих причала — это предусмотрено дорожной картой развития маршрутов экспорта нефти, сообщают в министерстве индустрии и инфраструктурного развития Казахстана. Эксплуатацию этих причалов прекратили девять лет назад в связи с износом оборудования. Сейчас требуется не только восстановить причалы и инфраструктуру, но и провести дноуглубительные работы в связи со снижением уровня Каспийского моря. Согласно данным Мининдустрии, мощности порта Актау позволяют отгружать порядка 7,5 млн тонн нефти в год, после восстановления закрытых причалов порт сможет переваливать 12,5 млн тонн нефти ежегодно.

Вопросы перевозки зерна

В связи с прогнозами высокого урожая зерна в России в Казахстане ожидают дефицита вагонов-зерновозов. По оценке АО «Астык Транс», сейчас ставка на пользование такими вагонами в РФ около 8 тыс. рублей в сутки, что в 1,5-2 раза больше, чем в Казахстане. Если в России сдача вагонов в аренду будет выгоднее для казахстанского бизнеса, в самом Казахстане может возникнуть дефицит вагонов-зерновозов. В «Астык Транс» к высокому спросу подготовили 3435 собственных и 2100 вагонов-зерновозов. В пик спроса компания планирует привлечь еще дополнительно 600 вагонов из парка стран СНГ и купить 100-200 новых. Все эти мощности обещают задействовать при перевозе только казахстанского зерна.

Логистика — в центре деловой повестки

В августе прошел ряд встреч участников рынка грузоперевозок и трансграничной логистики. Накануне нового делового сезона и на фоне усиления позиций Казахстана как международного транспортного хаба прошли консультации представителей Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics» и деловой делегации из Республики Беларусь. На переговорах обсудили планы создания системы электронного обмена данными о товарах с момента их производства, а также перспективы торгового посредничества и развития логистики между Республикой Казахстан и Республикой Беларусь. Представители РБ поделились опытом внедрения подобной системы.

В Алматы 14 августа прошла бизнес-встреча посвященная трансграничной логистике и развитию поставок между Республикой Казахстан и рядом провинций КНР: Пекин, Шанхай, Синьцзян-Уйгурский автономный округ, Ляонин, Чжэцзян, Цзянсу, Гуандун, Тяньцзинь, Фуцзянь, Хунань. Участники встречи обменялись опытом и обсудили планы по увеличению объемов и формата грузоперевозок.

В Астане с 4 по 6 октября в рамках Казахстанской транспортной недели пройдет 26-казахстанская международная выставка «Транспорт и логистика»: TransLogistica Kazakhstan 2023. Ожидается, что в транспортной неделе примут участие делегации из более чем 30 стран. На выставке встретятся специалисты логистических компаний, морских портов, железных дорог и специальных экономических зон Казахстана и других стран. Также ожидается участие представителей продавцов и производителей автотехники, вагоностроительных заводов, поставщиков складского оборудования, IT-разработчиков и других сфер.

Источник: dknews.kz