Количество размещенных на Бирже грузоперевозок ATI.SU заявок на доставку грузов в Узбекистан с июля по сентябрь увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 57%. Основную прибавку обеспечило российское направление (+71%), также заметный прирост показал Казахстан. Увеличилось количество заявок и по сравнению со вторым кварталом 2023 года – на 19% в среднем по стране и на 18% по России.
Тем временем в экспорте, который стремительно вырос в 2022 году, в третьем квартале 2023 года на Бирже грузоперевозок ATI.SU наблюдалась противоположная тенденция. В начале этого года рост замедлился и остановился, а теперь начался спад. Так, в третьем квартале количество размещенных на Бирже заявок на перевозки из Узбекистана по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 37%, а по сравнению со вторым кварталом нынешнего года – на 32%.
И здесь тенденцию в большой степени определяет российское направление, снижение на котором составило 39% год к году и 27% по сравнению со вторым кварталом 2023 года. Также несколько сократилось количество заявок на перевозки в Казахстан и Беларусь.
Как и в прошлом году, основным драйвером изменений на рынке международных перевозок Узбекистана становятся процессы, связанные с Россией. Однако ситуация изменилась. В 2022 году российские компании из-за санкций и потери европейских товаров были заинтересованы в том, чтобы эти товары возместить. Это подстегнуло рост экспорта в соседних странах, в том числе в Узбекистане. Теперь цепочки поставок налажены, и происходит небольшая коррекция. Кроме того, важную роль играет ослабление рубля, которое делает иностранные товары в России все менее конкурентоспособными. Зато российские товары в других странах, наоборот, становятся все более привлекательными по цене, что повышает спрос на поставки из России, – отмечает Фарид Вахидов, директор Узбекистанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU.
Источник: uzdaily.uz