Как менялась ситуация на рынке автомобильных грузоперевозок в России в последние годы?

На рынок автомобильных перевозок напрямую влияют экономические, политические, социальные факторы. Например, в 2020 году, с началом пандемии, в стране повысился спрос на дистанционные услуги и доставку. Несмотря на ограничения, рынок продолжал развиваться, особенно в сегменте внутренних перевозок, в разумных пределах повышалась и стоимость услуг перевозчиков, в соответствии с динамикой спроса. Прогноз на 2022 год делался довольно благоприятный. Многие перевозчики начали расширять автопарк с прицелом на рост бизнеса. 

Но дальнейшие события изменили эту картину. Весной 2022 года ставки на грузоперевозки резко начали падать вследствие введенных санкций. Заказов стало меньше, и на рынок вышло много свободных игроков, которые не стеснялись злоупотреблять демпингом. Начиная с осени 2022 года ставки начали постепенно расти — это связано в первую очередь с рядом других факторов: переориентацией на новые направления,  ростом цен на топливо, повышением утилизационного сбора, падением рубля. 

На сегодняшний день на рынок автомобильных грузоперевозок влияет несколько основных факторов:

  • дефицит перевозчиков и транспорта;
  • рост потребности в прозрачности процессов;
  • переориентация рынка на новые направления, например, новые территории РФ и страны Центральной Азии;
  • рост тарифов.

В этой ситуации цифровые инструменты становятся не роскошью, а необходимостью. ATI.SU в ответ на вызовы рынка создает и развивает цифровые инструменты. 

Какие цифровые инструменты сегодня особо востребованы участниками отрасли?

На рынках, где быстро меняются условия игры, грамотная работа с данными и аналитика Big Data — это важнейший фактор, чтобы оставаться конкурентоспособным. Например, исследование VK Group за 2022 год показало, что среди собственников крупного бизнеса в России уже около 70% так или иначе пользуются средствами аналитики данных или планируют их внедрять. При этом компаниям совершенно не обязательно самостоятельно создавать инструменты, работающие на основе Big Data, можно пользоваться уже готовыми вариантами, которых довольно много, в том числе и на логистическом рынке. Потребность в аналитических инструментах в отрасли логистики растет с каждым днем.

В ATI.SU также накопилось много данных и развилась экспертиза по работе с ними, что позволило создать полезный инструмент«Средние ставки». Сервис «Средние ставки» позволяет отслеживать актуальные цены на перевозку грузов по тысячам направлений. Это дает возможность анализировать ситуацию на рынке, определять оптимальные цены на услуги, регулировать затраты на логистику. Сервис учитывает ставки тысяч участников Биржи, сделки в сервисе «Заказы ATI.SU» и обезличенные данные от партнеров. Данные актуальны для полностью загруженных автомобилей (FTL). 

Интерес к инструменту для объективного мониторинга рынка постоянно растет. С одной стороны, он помогает грузовладельцам оптимизировать бюджеты на логистику, а с другой, перевозчикам — выполнять заказы по рыночным ценам и выбирать наиболее выгодные направления для работы.

Могут ли цифровые инструменты помогать быстрее подбирать перевозчиков?

Из-за постоянной ротации игроков в логистической отрасли и дефицита кадров, грузовладельцы сегодня вынуждены искать новые способы пополнения своих баз перевозчиков. 

В ответ на этот вызов «Биржа грузоперевозок ATI.SU» постоянно наращивает базу своих пользователей и совершенствует инструменты для поиска исполнителей. Так «Биржа ATI.SU» на сегодняшний день является одной из главных баз для поиска грузов и исполнителей. Ежедневно на ней присутствует 350 тыс. участников и 100 тыс. единиц свободного транспорта. В экосистему входит набор цифровых инструментов, которые значительно облегчают поиск исполнителей, делая его более прозрачным и безопасным.

Насколько распространен в отрасли электронный документооборот?

Электронный документооборот — еще один важнейший способ вовлечения участников рынка логистики в цифровую среду. Только за восемь месяцев 2023 года в России было выдано более 9 миллионов электронных цифровых подписей. Кроме того, со следующего года обязательным для транспортных компаний становится применение электронных транспортных накладных.

В системе электронного документооборота «АТИ-Доки», входящей в состав экосистемы сервисов ATI.SU, динамика подключенных ЭЦП так же неизменно растет, а на платформе ATI.SU планируется реализовать инструменты, которые позволяют компании протестировать и внедрить в бизнес-процессы электронную транспортную накладную.

Насколько можно ускорить ускорить бизнес-процессы благодаря автоматизации?

Автоматизация рутинных операций лежит в основе эффективного управления логистическими процессами. Например, в «ручном» режиме логист тратит 2-2,5 часа на взаимодействие с грузом: мониторинг стоимости перевозки, добавление и распределение
груза, заполнение заявки на перевозку
и документов, контроль грузоперевозки, формирование отчетности. С помощью автоматизированной системы все эти операции займут не более 15-20 минут. Например, сервис «Заказы ATI.SU» помогает полностью оформить перевозку в рамках ATI.SU — от размещения груза до документооборота и аналитики.

Стремясь соответствовать всем тенденциям логистического рынка, ATI.SU развивает экосистему полезных цифровых сервисов, которые отвечают всем основным потребностям участников грузоперевозок в 2023 году и помогают сделать логистические бизнес-процессы максимально удобными, прозрачными и безопасными.

Автора: Анна Лударева, ведущий специалист отдела по работе с ключевыми клиентами Биржи грузоперевозок ATI.SU

Источник: rbc.ru