Казахстан

Казахский запрет на международную перевозку грузов из третьих стран по своей территории после процедур «перецепки/перегрузки» стал внезапной новостью для перевозчиков, поскольку ранее озвучивалось, что ограничения сняты до января 2024 года.

Надо отметить: после введения европейских санкций перевозки в Казахстан стали внушительной частью рынка для белорусов. По данным Биржи грузоперевозок ATI.SU, только в третьем квартале этого года спрос на поставку грузов в Казахстан из Беларуси вырос на 48% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. Кроме того, через эту страну пролегло много транзитных маршрутов, по которым белорусские перевозчики везли товар, перегруженный на европейской границе.

«Теперь же у них нет такой возможности, а значит, работать с европейскими грузами белорусам стало сложнее. Это чревато убытками для перевозчиков и необходимостью в очередной раз искать новые направления для работы. Однако в конце октября появилась обнадеживающая новость: возможно, скоро белорусам снова разрешат возить перегруженные и перецепленные грузы в Казахстан. Проект такого приказа уже вынесен на рассмотрение, обсуждения будут проходить до 8 ноября», — говорит директор компании — представителя биржи в Беларуси Татьяна Солдатенко.

Европа

В сравнении с началом месяца скопление большегрузов в Литву выросло с 440 до 1510 единиц, в Латвию — с 90 до 390.

«Под конец года мы всегда наблюдаем существенный рост грузопотока. А сейчас и без того непростые условия перевозок со странами Евросоюза усложняются и закрытием пунктов пропуска: в сентябре перестал работать латвийский „Силене“, до этого, в августе, Литва приостановила работу пунктов „Шумскас“ и „Твярячюс“. Поэтому рост очередей на границах с ЕС является закономерным фактом. Более того, надо полагать, что к декабрю очереди на этих направлениях могут стать еще длиннее», —  считает Татьяна Солдатенко.

Иран и Кыргызстан

Беларусь уже выполнила все необходимые внутригосударственные процедуры, чтобы соглашение о безразрешительной системе перевозок с Кыргызстаном вступило в силу. Теперь остается дождаться, пока соответствующие процедуры выполнит Кыргызстан. Соглашение о безразрешительном порядке перевозок уже подписано (но пока тоже не вступило в силу) и с Ираном. Ведутся переговоры с Арменией, Узбекистаном, Таджикистаном и Сирией.

«Конечно, безразрешительный порядок не только избавляет от лишних бюрократических процедур, но и значительно удешевляет перевозки. Особенно это ощущается, когда маршрут проходит через несколько стран — ведь в таком случае платить за разрешение на проезд нужно по каждой из них. Что касается Кыргызстана, договоренности с этой страной упростят для нас проезд в Азию, а для них — путь в Европу. А „безразрешительное“ иранское направление откроет возможности для выстраивания новых схем поставок в Китай или Индию», — отмечает Татьяна Солдатенко.

Источник: auto.onliner.by