Казахстан вливается проект «Один пояс, один путь»

На международном форуме сотрудничества "Один пояс, один путь" в Пекине президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев сообщил, что за последние 15 лет республика инвестировала в развитие транзитных перевозок около $35 млрд. Он подчеркнул, что Казахстан прилагает значительные усилия, чтобы стать важным транспортным узлом мирового значения.

Президент считает, что инициатива "Один пояс, один путь" стала грандиозным проектом глобального масштаба. Он подчеркнул, что благодаря инвестициям из более чем 150 стран Азии, Европы и Африки проект охватил разветвленную сеть железных дорог, автотрасс и морских путей. Он предложил Китаю создать партнерскую сеть крупных портов, логистических центров и почтовых хабов, а также совместно производить транспортные суда и контейнеры. Все это позволит Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) стать континентальным мостом в проекте "Один пояс, один путь" и сократить время доставки грузов вдвое, а также значительно снизить транспортные издержки.

ТМТМ наращивает мощность не без помощи Китая

Казахстан и Китай 17 октября заключили государственные соглашения, нацеленные на развитие ТМТМ. Одно из них предусматривает создание специальной рабочей группы, состоящей из представителей Казахстана и Китая. Кроме этого, партнеры договорились построить железную дорогу от города Аягоз до города Тачэн, а также третий железнодорожный пункт пропуска и терминальные объекты на границе. Минтранспорт РК ожидает, что ввод третьего КПП приведет к почти двукратному увеличению объема грузоперевозок — с 28 млн до 50 млн тонн.

По планам развития транспортно-логистического потенциала Казахстана, через семь лет мощности ТМТМ позволят перевозить до 20 млн тонн грузов в год. К 2030 году пропускная способность транспортного коридора должна увеличиться в 10 раз.

Министр транспорта РК Марат Карабаев, выступая на VI международном транспортно-логистическом бизнес-форуме «New Silk Way», сообщил, что объем грузов, доставляемых из Китая в Европу через ТМТМ, увеличился на 84% за 8 месяцев текущего года.

Дружба на региональном уровне

Развивается и партнерство на региональном уровне. Так, область Абай подписаламеморандум о сотрудничестве и реализации различных проектов с Синьцзян-Уйгурским автономным районом КНР. Регионы сосредоточатся, в том числе, на расширении перевозок через границу, развитии электронной коммерции и улучшении транспортной инфраструктуры. Объем торгового оборота пограничных областей за 2023 год составил $250 млн, из них экспорт — $170 млн, а импорт — $80,4 млн.

В акимате отметили, что Абай обладает уникальным транзитным потенциалом, который содействует развитию экономики через транзит грузов из КНР в РФ и страны Центральной Азии.

Грузы в КНР едут по железной дороге

КТЖ за первые 9 месяцев 2023 года, на 7,4% нарастило объемы экспортных перевозок по железной дороге: до 63 млн тонн. Выросли перевозки нефти (2,8 раз), зерна (+40%), железной руды (+28%), химикатов (+25%), удобрений (+17%) и цветной руды (+14%).

В число основных стран-получателей казахстанских грузов вошли Китай и Узбекистан. За январь-сентябрь был отмечен значительный рост экспорта в Китай угля (в 4,4 раза), зерна (в 3,7 раза), химикатов и соды (в 38 раз). Также был зафиксирован рост экспорта железной руды (на 15%), цветных металлов (на 30%), нефтепродуктов (на 28%) и цветной руды (на 20%).

Автомобили обеспечивают импорт

В третьем квартале 2023 года, по данным биржи перевозок ATI.SU, количество заказов на доставку грузов из Казахстана в другие страны уменьшилось на 31% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Основной причиной этих изменений было сокращение объемов доставки в Россию, где снижение составило 32%. Напротив, количество заявок на перевозки в Казахстан из других стран продолжает быстро расти (+85% к аналогичному кварталу 2022 года). Цены на импортные перевозки также значительно повысились — на 39% по сравнению с прошлым годом.

В третьем квартале заметно увеличилось количество заявок на доставку грузов по Казахстану. В годовом сравнении рост составил 59%, а по сравнению со вторым кварталом 2023 года — 9%. Цены на внутренние перевозки показали рост в 10% по сравнению с прошлым годом.

Астана стала центром евразийской логистики на неделю

В начале октября в Астане состоялась "Казахстанская Транспортная Неделя", посвященная развитию транспортной инфраструктуры и современным решениям в сфере логистики. Количество участников Международной выставки "Транспорт и Логистика" — TransLogistica Kazakhstan 2023 увеличилось на 40% по сравнению с предыдущим годом: в ней участвовало 225 компаний из 17 стран, в том числе более 50 — впервые.

Выставку посетили около 4 тыс. профессионалов отрасли. TransLogistica Kazakhstan уже заслужила репутацию крупнейшей выставки транспортно-логистических услуг и технологий в Центральной Азии.

Транзит воздушным транспортом вновь возможен

Казахстан получил возможность использовать воздушный транспорт для перевозки транзитных грузов. Ранее это было невозможным из-за изменений, внесенных коллегией Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) 16 января 2018 года. Тогда перевозчиков обязали указывать стоимость товаров, валюту и код ТН ВЭД при заполнении транзитной декларации. Однако в большинстве случаев эта информация отсутствовала в сопроводительных документах.

Замглавы НПП Тимур Жаркенов пояснил, что документы IATA и ICAO, регулирующие грузовые перевозки, теперь не требуют указания стоимости, валюты и кода ТН ВЭД. Удалось добиться решения коллегии ЕЭК в части исключения данных требований для казахстанских авиакомпаний, новые правила вступили в силу 1 октября 2023 года. У компаний из стран ЕАЭС появилась возможность перевозить грузы авиатранспортом из Юго-Восточной Азии в Европу, которые сейчас идут через другие страны.

Автор: Рената Зобова, директор казахстанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU

Источник: dknews.kz