Пакистан становится важным партнером
Президент КР Садыр Жапаров принял министра иностранных дел Пакистана Джалила Аббаса Джилани. Глава государства отметил, что Пакистан занимает важное место в системе международных и региональных отношений, и Кыргызстан заинтересован в развитии сотрудничества в двустороннем и многостороннем формате. По мнению Жапарова, есть возможности для увеличения объемов взаимной торговли между странами.
Пакистанская Национальная логистическая корпорация (National Logistics Corporation, NLC) планирует открыть представительство в Бишкеке. Гендиректор NLC Фаррух Шахзад Рао сообщил, что это будет способствовать развитию грузоперевозок между странами, а также позволит создать сеть транспортно-логистических центров с использованием современных технологий. В октябре в круглогодичном режиме заработал международный автомобильный транспортный коридор Карачи — Кашгар — Бишкек, по которому уже отправлена первая товаров.
Логистический коридор в пакистанский порт Карачи на Аравийском море позволит грузоотправителям Кыргызстана получить доступ к относительно недорогому морскому транспорту и выйти на мировые маршруты. Это выводит логистическую отрасль республики на качественно новый уровень, делая КР важным элементом глобальной логистики. Развитие пакистанского направления способствует росту международной торговли и позволяет компаниям находить новые рынки, — считает Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной биржи грузоперевозок ATI.SU.
Государственно-частное партнерство позволит привлечь инвестиции
24 октября в Бишкеке состоялся круглый стол по развитию региональных и трансграничных транспортных коридоров и энергетической инфраструктуры с использованием механизмов ГЧП. В нем принял участие министр по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Арзыбек Кожошев. По его мнению, развитие современной транспортно-логистической инфраструктуры играет ключевую роль в создании новых производств, привлечении инвестиций и обеспечении мобильности в рамках союза. Известно, что ЕЭК рассматривает возможность создания механизма финансирования и развития основных транспортных проектов с целью развития транспортной инфраструктуры региона.
Масштабные инфраструктурные проекты отличаются большой капиталоемкостью. Поэтому механизм ГЧП — это один из распространенных инструментов для их финансирования в мире. Он помогает привлекать инвестиции государства и бизнеса на взаимовыгодных условиях для реализации важных для обеих сторон проектов, — комментирует Эмирлан Бейилбаев.
Кыргызстан претендует на центр логистики и электронной торговли Центральной Азии
На форуме по электронной коммерции E-Commerce EXPO 2023, который состоялся 22 октября в Бишкеке, обсудили возможность превращения Кыргызстана в центр логистики и электронной коммерции для стран Центральной Азии. Это может стать реальностью при условии развития инновационных центров логистики.
По словам замминистра экономики и коммерции КР Назарбека Малаева, ведомство активно работает над улучшением госрегулирования и созданием благоприятных условий для развития электронной коммерции в стране. По его мнению, e-commerce становится главным драйвером роста цифровой экономики КР. Рынок стремительно растет, в том числе благодаря активному участию международных компаний. Так, на маркетплейсе «Вайлдберриз» за восемь месяцев 2023 года зарегистрировано больше пяти тысяч поставщиков из Кыргызстана, их число приближается к 12 тысячам. Всего за январь-август продано более 2.88 млн единиц товаров на сумму 2.6 млрд сомов.
Инфраструктура электронной коммерции включает в себя широкий спектр направлений, таких как доступ к интернету, надежная платежная система, электронные платформы для онлайн-торговли, логистическая инфраструктура для доставки товаров и защита данных. Развитие каждой из этих областей играет важную роль в развитии рынка электронной торговли. А совершенствование логистической инфраструктуры — одно из важнейших условий для его роста, — сказал Эмирлан Бейилбаев.
Перевозки в Беларусь — без разрешений
Совет министров Беларуси утвердил протокол, по которому все международные автоперевозки между Беларусью и Кыргызстаном будут выполняться без обязательных разрешений. Речь идет о грузах и нерегулярных перевозках пассажиров, говорится в постановления, опубликованного на Национальном правовом портале РБ. Принципиальное решение об этой мере было принято в июле этого года.
Такой формат автоперевозок помогает сократить время и стоимость доставки грузов между Беларусью и Кыргызстаном, а также между КР и европейскими странами. Возможно, успешный первый опыт будет в дальнейшем масштабирован на другие международные направления. Так, целесообразно установить упрощенный режим пересечения границ между странами Центральной Азии и Россией, — комментирует Эмирлан Бейилбаев.
Растет спрос на международные перевозки
По итогам третьего квартала 2023 года в Кыргызстане зафиксирован рост спроса на международные автогрузоперевозки, сообщила в октябре международная биржа грузоперевозок ATI.SU. Так, количество заявок на доставку грузов в Кыргызстан из других стран выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в два с лишним раза, в первую очередь за счет российского направления. Еще более впечатляющие темпы роста демонстрируют перевозки из Беларуси: число заявок выросло в четыре раза, хотя по абсолютным значениям они на порядок уступают перевозкам из РФ. Спрос на перевозки из Кыргызстана в другие страны вырос на 20% в годовом выражении и на 37% по сравнению с предыдущим кварталом.
Замедление роста экспортных перевозок, о котором мы говорили по итогам второго квартала, оказалось временным. Вслед за спросом растут и цены на автомобильные грузоперевозки в Кыргызстан: в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года они увеличились на 33%, а по сравнению со вторым кварталом 2023 года — на 16%. Импорт тоже стабильно увеличивается, — комментирует Эмирлан Бейилбаев.
Источник: economist.kg