Пока заново пересобираются цепочки поставок и ищутся новые партнёры и рынки сбыта, товар часто отлёживается на складах. С 2021 года рынок складов оставался самым стабильным сегментом среди всех секторов коммерческой недвижимости. В 2023-м ситуация не поменялась. По данным компании NAI Belarus, в третьем квартале этого года объём неудовлетворённого спроса в данном сегменте только вырос. Причём если в начале 2023-го крупные участники рынка e-commerce стремились расширить складские площади по периметру столицы, то в третьем квартале наблюдалась экспансия в регионы. Интересно, что ещё лет пять-шесть назад основным требованием, которое выставляли потенциальные арендаторы, являлось нахождение объекта рядом с МКАД (максимум — до 2 км от него), года три назад лояльно стали относиться к объектам в 8—10 км от МКАД, а сегодня готовы рассматривать объекты и до 50 км от кольцевой.

С автоматизацией бизнес-процессов есть сложности

Помимо того, что в сфере грузоперевозок сейчас активно меняются маршруты и цепочки поставок, поменялись и схемы работы в целом. В том числе из-за усложнения порядка перевозок в европейские страны выросла необходимость более активного взаимодействия с логистическими комплексами и складами. Определённые трудности возникли и с решениями по автоматизации логистики. После того как западные вендоры программного обеспечения стали уходить из страны, а с поставками софта появились проблемы, транспортные и логистические компании оказались вынуждены искать новых партнёров и в этом секторе. Ведь остановка сервисов и систем может обернуться простоями и серьёзными финансовыми потерями.

Сейчас в интересах игроков рынка искать и дополнительные решения, которые помогли бы оптимизировать расходы на логистику, и так росшие весь прошлый год. И грамотно выстроенная работа со складами позволяет существенно сэкономить, — говорит Татьяна Солдатенко. 

Как избавиться от очередей и штрафов? 

Одна из самых актуальных задач для участников рынка отрасли — организация быстрой процедуры загрузки и разгрузки машин без простоев из-за очередей. Потому что задержки и даже срывы погрузок, штрафы за простой техники могут серьёзно ударить по карману. Часто такие проблемы возникают из-за того, что система организации работы складских площадок слишком сложная либо отсутствует вовсе. Получается, у перевозчиков практически нет нормальной возможности зарегистрироваться на погрузку заранее. Им приходится часами стоять в живой очереди.

Сервисы, автоматизирующие взаимодействие грузовладельцев и перевозчиков со складами, могут быстро решить эту проблему. Например, с помощью сервиса ATI.SU «Временные окна» можно управлять нагрузкой на складские площади, бронировать временные слоты для прибытия транспорта на склад, что позволяет избавиться от штрафов за простои. Подобные сервисы позволяют контролировать пики загрузки, готовить документацию заранее, обмениваться данными с контрагентами. Крупные компании, используя их, могут связать системы бронирования с платформой, на которой размещаются заявки для контрагентов. То есть перевозчики смогут получать бронь времени уже по факту взятия заказа, — рассказывает Татьяна Солдатенко. 

Позволяют такие сервисы и анализировать работу склада, а значит, и показывают пути для улучшения многих процессов. Например, руководитель может видеть время исполнения разных статусов: «ожидаем перевозчика», «прибыл», «проверка документов», «погрузка», «уехал» — и выяснить, какой из этапов занимает слишком много времени. Проанализировав расписание работы склада, легко выявить системные недочёты и исправить их. Это особенно актуально для крупных предприятий с собственными складскими мощностями и площадками для хранения.

Выбираем решение с умом

Однако сервисы автоматизации складов очень долго были представлены в большей степени западными вендорами. И сегодня компании столкнулись с проблемой их импортозамещения. Есть несколько важных моментов, на которые стоит обратить внимание при выборе нового для себя решения. Это оперативность, удобство и возможности интеграции, — отмечает Татьяна Солдатенко. 

Оперативность — то, насколько быстро вендор готов доработать функциональность своего сервиса под ваш запрос.

Удобство — то, насколько комфортно в использовании выбранное решение и для грузовладельцев, и для перевозчиков.

Возможности интеграции — насколько легко система интегрируется в существующий ИТ-ландшафт вашей компании и вписывается ли в общую стратегию цифровизации.

Соответствие сервиса автоматизации этим параметрам поможет быстрее закрыть все основные потребности бизнеса и получить улучшенные процессы в самом ближайшем будущем, уверены в организации.

Автор: Светлана Лащевская

Источник: av.by