В следующем году работа с Россией в сфере грузоперевозок обещает стать еще более выгодной, поскольку белорусским перевозчикам разрешат заниматься каботажем. Кроме того, Беларусь планирует упростить организацию перевозок с некоторыми странами Востока.
А еще обсуждается возможность создания транспортного коридора Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан.
Какими значимыми событиями обозначилась осень-2023 для белорусского рынка грузоперевозок и чего ожидать в ближайшей перспективе? Об этом Sputnik поговорил с директором компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяной Солдатенко.
Россия: прибыльное направление
Российское направление традиционно составляет основную часть грузоперевозок Беларуси. В этом году отмечался серьезный рост спроса на перевозки с РФ в обе стороны. Параллельно в сентябре российские эксперты рассказали о резком увеличении спроса и ставок на внутренние перевозки в РФ на фоне острого дефицита кадров. По оценкам логистических компаний, в России не хватает 60 тысяч водителей грузовиков.
Для белорусских перевозчиков такая статистика открывает неплохие перспективы – они восполняют нехватку водителей на российском рынке, — комментирует Татьяна Солдатенко.
Белорусы уже активно работают на этом направлении. Причем немалая доля приходится на товарообмен России со странами Евросоюза, который сейчас осуществляется посредством перегруза и перецепа на белорусско-европейской границе.В следующем году работа с Россией обещает стать еще более прибыльной. Договоренности о том, что в 2024-м белорусы смогут выполнять каботажные перевозки в РФ (то есть совершать рейсы от погрузки до выгрузки в соседнем государстве), анонсированы еще в мае. Соответствующее соглашение главы Минтрансов подписали в августе.
Это значит, что, доставив груз из Беларуси, на обратном пути водитель сможет сделать несколько рейсов между российскими городами, таким способом увеличив рентабельность поездок, — констатирует собеседница.
Кроме того, в ноябре правительство РФ открыло доступ белорусам к развитию собственного судостроения. Теперь у отечественных компаний есть возможность строить свои суда и использовать российские речные маршруты с выходом в евразийский транспортный коридор "Север – Юг". В частности, такой проект Беларусь обсуждает с властями Нижнего Новгорода. Очевидно, что перспективы работы на рынке грузоперевозок между Россией и Беларусью только расширяются.
Организация своего флота на российских морских путях и самостоятельная транспортировка по ним грузов позволит значительно удешевить логистику. Ведь перевозками по морю можно заменить поставки там, где работать на автомобилях или невозможно, или слишком дорого. Кроме того, это может стать фактором, который еще увеличит долю автомобильных перевозок с Россией. Ведь доставлять грузы в порты нужно сухопутными путями, — подчеркивает Солдатенко.
Евросоюз: новые ограничения
Ситуация в перевозках с Евросоюзом минувшей осенью повторила все летние тенденции – сокращение работающих пунктов пропуска, ужесточение правил, увеличение очередей.В сентябре очередной пограничный переход для белорусов закрыла Латвия: перестал работать пункт пропуска "Силене" (с белорусской стороны – "Урбаны"). Итого действующими для большегрузов на границе с ЕС остались шесть пунктов пропуска – один на белорусско-латвийской границе, один – на польской и четыре – на литовской.После закрытия латвийского "Силене" ожидаемо выросла очередь из большегрузов на оставшемся работать на этом участке границы КПП "Патерниеки" / "Григоровщина". В результате удлинились очереди на границе с Литвой и Польшей. В начале декабря ситуация стала еще более напряженной – в ожидании на въезд в Литву и Польшу стоят тысячи грузовиков."Конец года – всегда горячий период в сфере грузоперевозок, поэтому, надо полагать, что в ближайшее время ситуация будет только усугубляться", – говорит эксперт.
Недавно Польша ввела дополнительные требования к автоперевозчикам не из стран Евросоюза, осуществляющим транспортные операции на ее территории. Автоперевозчиков из третьих стран, чьи водители возят грузы через Польшу, обязали подтверждать командировку на территорию этой страны.Для утверждения декларации о командировании транспортным операторам необходимо купить квалифицированную подпись у одного из сертифицированных поставщиков на территории Польши. А уведомить о командировании водителя можно, воспользовавшись электронной услугой, доступной на веб-сайте правительства Польши. Это те изменения, которые добавили сложностей в работе с Польшей белорусским перевозчикам и сделали их еще дороже.Осень обозначилась новыми ограничениями и со стороны Литвы: в ноябре Вильнюс расширил список товаров двойного назначения, которые запрещено провозить через территорию страны. Это те товары, которые, по мнению литовских властей, могут быть использованы в военной промышленности.
В список запрещенных товаров включены центры механической обработки, токарные, сверлильные, фрезерные и некоторые другие группы станков, оптические и полупроводниковые носители, гальванические элементы и батареи на основе диоксида марганца, лития, грузовые автотранспортные средства, барометры.
Теперь через литовско-белорусскую границу их провозить нельзя. И не имеет значения, какая страна будет конечным получателем этих товаров. Первые ужесточенные правила транзита товаров через Россию и Беларусь Литва ввела летом и тогда табу распространилось на 57 групп товаров – в основном это были полупроводники и микроэлектроника. Такие запреты всегда влекут за собой более тщательные и долгие проверки фур – то есть это увеличивает время прохождения границы. А значит – провоцирует создание более длинных очередей, что мы и наблюдаем, - поясняет собеседница.
В свою очередь Беларусь тоже продлила запреты на ввоз и реализацию некоторых товаров в целях защиты национальных интересов. Ввозить и реализовывать в нашей стране товары групп компаний Liqui Moly, Skoda Auto и Beiersdorf запрещено до 2024 года.
Восток: многообещающие перспективы
Неприятные новости осенью пришли из Казахстана: в октябре эта страна возобновила запрет на международную перевозку грузов из третьих стран по своей территории после процедур перецепки/перегрузки.
Такие "качели" во взаимоотношениях с Казахстаном наблюдаются с прошлого года – обозначенный выше запрет то снимается, то вновь вступает в силу. Октябрьское ограничение особенно неприятно, поскольку в мае было озвучено, что запрет для белорусов снят до января 2024 года. И компании, конечно же, планировали свою работу и рассчитывали на это направление, — отмечает руководитель белорусского представительства крупнейшей в СНГ биржи грузоперевозок.
Кроме того, через Казахстан пролегает много транзитных маршрутов. И белорусские перевозчики могли работать с европейскими грузами, забирая их на границе с ЕС и поставляя дальше по маршруту через эту страну. Сейчас отечественным компаниям стало сложнее работать с грузами из Европы.
Вскоре после начала действия запрета в Казахстане вынесли на рассмотрение проект приказа о том, чтобы вновь разрешить белорусам возить перегруженные и перецепленные грузы в свою страну. Однако его обсуждение закончилось 8 ноября, а положительного для Беларуси решения так и не было принято.
Из других азиатских стран приходят многообещающие новости. Осенью Беларусь выполнила все необходимые внутригосударственные процедуры для того, чтобы соглашение о безразрешительной системе перевозок с Кыргызстаном вступило в силу. Остается только дождаться аналогичных процедур от Бишкека – и разрешения на перевозку больше не понадобятся.
Аналогичное соглашение о безразрешительном порядке перевозок подписано и с Ираном, но оно пока тоже не вступило в силу. Подобные переговоры в этом году велись также с Арменией, Узбекистаном, Таджикистаном, Сирией.
Предполагается, что договоренности с Кыргызстаном сильно упростят для нас проезд в Азию, а для них – путь в Европу. Иранское же направление открывает возможности построить новые логистические маршруты в Китай и Индию, – отмечает Татьяна Солдатенко.
Безвизовый порядок перевозок в целом сильно упрощает перевозки, избавляя от лишних бюрократических процедур и от дополнительных затрат. Ведь если маршрут поставки груза включает в себя несколько стран, то и платить за разрешение на проезд нужно по каждой из них."Работа с азиатскими направлениями в целом становится все более перспективной и многообещающей с каждым месяцем. Так, в ноябре в Ташкенте провели первый транспортный форум стран ШОС. На нем договорились о создании нового транспортного коридора "Беларусь – Россия – Казахстан – Узбекистан – Афганистан – Пакистан", - напоминает собеседница.
Цель такого проекта – повысить транспортно-транзитный потенциал стран-участниц Шанхайской организации сотрудничества (одной из которых вскоре станет и Беларусь) и выйти на новые перспективные рынки сбыта.
По словам эксперта, это означает, что страны, подписавшие меморандум, серьезно нацелены на развитие и организацию альтернативных транспортных линий, унификацию стандартов в области перевозок, применение гибкой тарифной политики, строительство мультимодальных логистических центров, упрощение процесса выдачи виз, внедрение цифровых технологий и автоматизацию процессов в логистике. То есть на решение как раз тех проблем – отсутствие придорожного сервиса, безопасность, прозрачность платежей и сделок – которые осложняли для перевозчиков работу в азиатском направлении.
Источник: sputnik.by