В 2023 г. количество размещенных на Бирже автомобильных грузоперевозок ATI.SU заявок на автомобильные грузоперевозки в Беларусь из других стран выросло на 41% по сравнению с 2022 годом. Тенденцию задает Россия: количество заявок на перевозки из этой страны увеличилось на 48%. Значительный прогресс демонстрирует Казахстан – здесь спрос прибавил 28%. Но особенно стремительно рванули вверх перевозки из Китая: количество заявок на перевозки из этой страны увеличилось практически в 2 раза – на 96%. Подросли в прошлом году и ставки – в среднем на 10-15%.
«Вторая половина года оказалась заметно активнее первой. Если в первом квартале мы наблюдали небольшое снижение количества заявок на импортные перевозки – -11% по сравнению с тем же периодом 2022 г., то уже во втором ситуация стала меняться – спрос стал расти и вышел в плюс на 21%. Третий квартал и вовсе обозначился взрывным ростом – +126%. Под конец года динамика чуть замедлилась, но сохранила хороший прогресс – +65% в четвертом квартале», – отмечает директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.
Количество размещенных на Бирже заявок на перевозки из Беларуси тоже увеличилось – на 36% по сравнению с 2022 годом. В экспорте по количеству заявок также лидирует Россия, она же и определяет общую тенденцию: здесь спрос вырос на 41% за год. Однако более внушительные результаты в плане динамики показывают Казахстан (+77%) и Грузия (73%). При этом ставки в экспортных перевозках выросли более существенно, чем в импортных, – на 22%.
Если посмотреть на ситуацию с экспортными перевозками в течение года, то наблюдается противоположная импорту тенденция: активнее оказалась первая половина. В первом квартале спрос на перевозки из страны подрос на 51% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в следующем – на 131%. Во втором полугодии динамика замедлилась – +21% в третьем квартале и +3% в четвертом.
«Перевозки с Россией в обе стороны составляют основную массу от объема белорусских международных перевозок, поэтому и тенденции на рынке определяет Россия. Этим объясняется и такая разница во внутригодовой динамике между импортными и экспортными перевозками. Цепочки поставок в Россию уже перестроились и отладились к концу 2022 года, поэтому в 2023 г. рост замедлился. А вот на увеличение спроса на перевозки из России в нашу страну в середине 2023 года повлияло то, что к этому времени в России случилось развитие внутреннего производства и ослабление курса российского рубля. И, скорее всего, часть грузов из России, которая приезжает в Беларусь, затем отправляется в другие страны», – говорит Татьяна Солдатенко.
Спрос на внутренние перевозки в 2023 году показал самый серьезный рост: +145% по сравнению с 2022 годом. Цены же на перевозки по Беларуси снизились на 8%.
«По данным нашей аналитики, рост спроса на перевозки на внутреннем рынке Беларуси выглядит внушительным, но к этим цифрам стоит относиться с осторожностью. Это говорит скорее о развитии самой Биржи ATI.SU», – сказала Татьяна Солдатенко.
Автор: Марина Ажгирей
Источник: abw.by