Самый большой вызов

В 2022–2023 годах многие экономические связи оказались разорваны, бизнесу пришлось спешно перестраивать цепочки поставок. Если в стабильной ситуации грузоотправители предпочитают работать с проверенными перевозчиками, то в периоды резких изменений такой возможности часто нет. Компании закрывают одни направления, открывают другие — и вынуждены искать новых исполнителей. Что-то подобное в последний раз мы наблюдали в начале пандемии, когда границы практически закрылись, а спрос на перевозки только увеличился.  

В 2023 году ситуация на рынке была особенно непростая. Но если решить вопросы с перестройкой логистических цепочек и импортозамещением в целом удалось, то с дефицитом кадров — нет. И вряд ли удастся в 2024-м. По оценкам игроков рынка, отрасли нужно порядка 60 000 дальнобойщиков, крупные грузоперевозчики говорят, что уровень дефицита за пять лет вырос с 15 до 21% (передаёт РБК). При этом обострилась проблема нехватки других профессий — кладовщиков, грузчиков, логистов.

Что делать?

Транспортные компании в условиях недостатка предложения, конечно, могут повышать цены, но до определённого предела. Ставки, по данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», с начала 2023-го и так выросли на 34%. Для грузоотправителей среди прочего это означает, что нужно искать новые способы сокращения издержек в условиях высокой ключевой ставки и, соответственно, дорогих кредитов.

Отрасль автомобильных грузоперевозок в 2023 году

88% рынка приходится на FTL-перевозки

+ 30,6% — рост в стоимостном выражении

+ 34% — рост ставок на грузоперевозки за год

Источники: Strategy Partners, M.A. Research

Что делать в такой ситуации? Пересматривать модель расходов и совершенствовать процессы — как перевозчикам, так и их клиентам. Можно возразить, что с учётом недавних перемен в большинстве компаний и без того многое оптимизировано, но скрытые ресурсы есть всегда, и главный резерв — цифровая трансформация. Сейчас подходящий момент для прорывов в этом направлении.

Тренды цифровой трансформации транспорта и логистики Российской Федерации в 2022–2023 гг.

Источник: Ассоциация «Цифровой транспорт и логистика»

Часто главное препятствие при цифровой трансформации — внутреннее сопротивление. Сотрудники выражают недовольство перестройкой устоявшихся процессов и, конечно, возможным сокращением штата. Сегодняшний дефицит кадров практически снимает эту боль. 

Уже мало кто против того, чтобы часть задач была автоматизирована, даже если придётся работать по-другому. Добавим сюда возросшую цифровую грамотность (за пять лет в России она увеличилась с 52 до 71 п. п. (выяснили аналитики НАФИ) и доверие к ИТ-инструментам — и получим, что оцифровать процессы можно быстрее и легче. Подорожавшая рабочая сила дополнительно стимулирует изменения: выгода от них будет заметнее.

Что оцифровывать? 

Использовать роботов вместо дальнобойщиков пока невозможно: беспилотным грузовикам далеко до массового применения. Поэтому в первую очередь стоит автоматизировать направления, которые существенно экономят рабочее время сотрудников, повышая их производительность.

Рассмотрим некоторые из них.

  • Взаимодействие со складами. Дальнобойщики до сих пор стоят в длинных очередях на разгрузку-погрузку. Решить проблему может электронная запись. Команда ATI.SU разработала для одного из крупных клиентов сервис, который позволяет бронировать слот в логистическом комплексе. Так перевозчики получают место на эстакаде на время «брони», а владельцы складов могут отслеживать движение транспорта. В результате полугодового пилота средний простой водителей сократился с нескольких часов до 18 минут. 
  • Электронный документооборот. По нашим данным, после внедрения подобной системы время сотрудников на работу с документами сокращается на 50–70%. У сегмента грузовых автоперевозок здесь высокий потенциал: пока менее 20% компаний полагаются на «цифру» в этом бизнес-процессе, несмотря на возможное обязательное введение электронных транспортных накладных в 2024-м (писал «Коммерсантъ»). 
  • Ценообразование. Расчёт тарифов занимает заметную долю работы логистов. В условиях постоянного роста ставок повышается актуальность инструментов, которые определяют сбалансированную стоимость услуг на популярных направлениях, особенно по FTL-перевозкам, то есть полностью загруженным 20-тонникам. 
  • Управление процессами. В целом автомобильные грузоперевозчики, как и любой другой бизнес, будут стремиться к управлению всеми процессами в «одном окне». Поэтому востребованным решением в 2024-м может стать TMS (Transport Management System) — система, где транспортные компании ведут учёт заказов и взаимоотношений с контрагентами.

Источник: sber.pro