Казахстанский рынок логистики становится более зрелым и открытым. Меры, принимаемые на уровне государства, стимулируют здоровую конкуренцию между компаниями. Для развития бизнеса становится важным качество услуг, а не административный ресурс или исторически сложившиеся обстоятельства. В лидеры начнут выходить компании, способные быстро адаптироваться к запросам рынка и оптимизировать внутренние процессы. Без современных технологий и инструментов управления бизнесом им не обойтись.
Что изменилось
В Казахстане вступил в силу новый порядок распределения бланков иностранных разрешений (ИБР). Он должен обеспечить прозрачное и справедливое распределение документов среди перевозчиков, которые хотят и имеют возможность работать на международном направлении.
Новый механизм заменил устаревшие правила, введенные в 2012 году. Они предусматривали распределение почти половины бланков ИБР на год вперед среди отдельных перевозчиков, потребности которых оценивались исходя из их опыта работы за предыдущие периоды. Такие перевозчики получали пустые бланки, что позволяло их перепродавать по спекулятивным ценам. Это снижало конкуренцию и создавало предпосылки для формирования нерыночной цены на услуги.
Новые правила допуска к международным автоперевозкам утверждены приказом министра транспорта № 105 от 28 ноября и вступили в силу 5 декабря 2023 года. Кроме упрощения порядка выдачи, существенно снижены требования по заполнению иностранными перевозчиками отечественных разрешений. Новый механизм допуска к международным автоперевозкам был заранее протестирован в пилотном режиме на границе с Китаем и подтвердил свою эффективность. Эксперимент показал, что исключена возможность спекуляции, а процедура получения бланков действительно стала проще. Результат не заставил себя ждать: объем перевозки грузов с Китаем увеличился вдвое.
Другая мера по развитию казахстанского рынка грузовых автоперевозок — приостановка запрета в отношении перевозчиков стран ЕАЭС на перевозку грузов путем «перецепки/перегруза». Сейчас уже можно проанализировать первые результаты этой меры, которая призвана способствовать росту внешней торговли и оздоровлению конкуренции.
Напомним, что в 2017 году в Казахстане был установлен запрет на перевозку грузов путем «перецепки». Таких ограничений нет нигде в мире, так как это негативно сказывается на развитии рынка логистики. В результате резко снизилась доля казахстанских компаний на рынке международных перевозок. Доля перевозчиков РК на этом рынке до введения запрета составляла 51%, в период действия ограничений (2017-2021 годы) снизилась на 20%, а с момента снятия запрета выросла на 19%. Окончательное решение о снятии запрета должно быть принято до 1 января 2025 года.
У ряда участников рынка есть опасения, что снятие запрета на «перецепку» грозит захватом рынка перевозчиками других стран. Но стоит напомнить, что доля иностранных компаний на национальном рынке Казахстана квотируется, что позволяет, сохраняя здоровую конкуренцию, защитить интересы местных участников рынка.
Кроме этого, многие грузы могут быть доставлены или перевезены транзитом через Казахстан только методом «перецепки». Например, так доставляются в РК почти все товары из Восточной и Юго-Восточной Азии (Южной Кореи, Гонконга, Малайзии, Вьетнама и т.д.). До приграничных терминалов на территории КНР их привозят китайские перевозчики. В случае запрета «перецепа» забрать такие грузы будет невозможно, так как компании из Казахстана не смогут самостоятельно доехать до этих стран. Существует необходимость доставки грузов из Афганистана, Пакистана, Украины, куда перевозчики РК не ездят из-за мер безопасности.
В некоторых регионах РК международные перевозки доступны локальным компаниям только благодаря методу «перецепа/перегруза». И любые ограничения в этой сфере приводят к нехватке заказов и к снижению доходов казахстанских перевозчиков.
Нужно учитывать, что ограничения для иностранных перевозчиков могут привести к зеркальным мерам по отношению к компаниям из РК. В условиях, когда транспортные коридоры Казахстана становятся одними из главных участков Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), любые взаимные ограничения на перевозку тормозят развитие логистики и снижают доходы всех участников рынка. И наоборот — снижение административных препятствий, внедрение высокотехнологичных решений, сотрудничество на всех этапах международных перевозок позволяют Казахстану и его перевозчикам развивать рынок и собственный бизнес.
Современная логистика генерирует больше доходов
Когда роль административного ресурса снижается, а законодательство нацелено на развитие здоровой конкуренции, компаниям важно сосредоточиться на оказании услуг международного уровня. Преимуществом становится умение организовать прозрачный и бесперебойный логистический процесс, когда главными становятся уровень сервиса и безопасность перевозки. А значит - бизнесу пора переключать фокус внимания на инструменты, способные повысить его конкурентоспособность.
Речь идет, в первую очередь, о цифровых инструментах. Логистические ИТ-платформы располагают набором сервисов, способных решать основные задачи логистов и перевозчиков.
- Грузовладельцы могут выбирать проверенных исполнителей и наиболее выгодные цены, отслеживать движение груза, обмениваться электронными документами, тем самым снижая нагрузку на отдел логистики и повышая эффективность его работы.
- Грузоперевозчики выбирают грузы от множества заказчиков в зависимости от своих целей и автопарка, быстро переключаясь на наиболее выгодные направления и снижая долю порожних рейсов.
- Экспедиторские компании, которые работают как с грузовладельцами, так и перевозчиками, снижают количество рутинных операций по организации доставки за счет их автоматизации. Цифровые сервисы помогают им организовать прозрачный и безопасный процесс для всех участников перевозки.
Изменения, происходящие на законодательном уровне, меняют приоритеты участников рынка логистики. Все это положительно скажется на развитии отрасли, внешней торговли и экономики в целом.
Источник: kapital.kz