В первом квартале 2024, по сравнению с аналогичном периодом прошлого года, число заявок на импортные перевозки увеличилось на 99%, цены подросли на 7%. Тенденцию определяет Россия: спрос на перевозки из РФ в Беларусь вырос на 100%, цены на 8%.
Основная причина такого роста грузоперевозок на этом направлении – в европейских ограничениях. Логистические маршруты перестраиваются из-за сложностей с поставками через границу с ЕС, часть новых грузов может ехать в Беларусь, например, морем через Ленинградскую область, – отмечает директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.
Традиционно высокую динамику по росту количества заявок в импортных перевозках показывает и Казахстан. В первом квартале 2024 года на этом направлении спрос вырос на 139%, по сравнению с первым кварталом прошлого года. На 56% выросло и количество размещенных на ATI.SU заявок на перевозки из Турцию в Беларусь.
Эти показатели могут быть обусловлены тем, что через Казахстан пролегает много транзитных маршрутов, в том числе из Китая. Турция же еще в прошлом году стала одним из основных торгово-экономических партнеров Беларуси и грузопоток из этой страны продолжает расти. Это свидетельствует и о том, что с помощью этих стран компенсируется потеря европейских грузов, – говорит Татьяна Солдатенко.
В спросе на экспортные перевозки рост отмечается более плавный. Количество заявок на перевозки из Беларуси в другие страны в первом квартале 2024, по сравнению с тем же периодом прошлого года, увеличилось на 20%. Но ставки здесь подросли более существенно, чем в импорте – на 26%. Тенденции также задает Россия: в этом направлении количество заявок увеличилось на 18%, ставки выросли на 25%. Неплохой рост по заявкам на грузоперевозки продемонстрировали
Казахстан (+40%) и Узбекистан (+34%). А вот Армения и Грузия показали небольшое снижение.
Неожиданным оказался рост спроса на перевозки с Польшей. Причем в обе стороны. Из Польши, по сравнению с январем-мартом 2023, в аналогичном периоде этого года, количество заявок на перевозки увеличилось на 55%, ставки выросли на +62%. Рост заявок на перевозки в Польшу составил +343%, ставки же выросли на 48%.
Возможно, так внушительно динамика выглядит на фоне резкого падения перевозок с Польшей в 2022-2023 годах. Но судя по всему мы уже можем говорить о попытках снова наладить поставки с этой страной. Этому мог способствовать и тот факт, что в январе-марте ухудшилась и ситуация на границе с Литвой и Латвией: закрылись очередные пункты пропуска, а досмотры и условия пересечения границы для фур ужесточились вплоть до того, что их массово разворачивали. И если в последние 2 года мы наблюдали, как польский грузопоток распределяется между Литвой и Латвией, то теперь перевозчики снова возвращаются на прежний маршрут, несмотря на существенный рост цен, – считает Татьяна Солдатенко.
На внутреннем рынке Беларуси в январе-марте 2024, по данным Биржи грузоперевозок ATI.SU, тоже отмечается рост – на 71%. Однако, учитывая то, что ставки здесь снизились на 7%, это скорее говорит о развитии самой Биржи в стране и увеличении числа ее пользователей.
Источник: virtualbrest.ru