Рынок идет вверх

Кыргызстан стал лидером среди стран ЕАЭС по росту грузооборота, следует из данных Евразийской экономической комиссии. В январе-феврале 2024 года он вырос на 8.8%, хотя в среднем в странах Евразийского экономического союза он увеличился всего на 0.9%. На втором месте по росту грузооборота — Беларусь (+1.6%). Пассажирооборот в КР вырос на 11.2%, что тоже является самым высоким показателем в ЕАЭС. В целом в союзе этот показатель увеличился на 10%. 

«Действительно, рынок грузоперевозок Кыргызстана растет опережающими темпами. Так, по нашим данным, продолжает увеличиваться спрос на международные перевозки автомобильным транспортом. В первом квартале 2024 года, количество заявок на доставку грузов из КР в другие страны выросло на 72% по сравнению с январем-мартом 2023 года, а средние цены — на 40% за год. Количество заявок на доставку грузов в Кыргызстан из других стран выросло в годовом выражении на 27%, а средние цены — на 23%. В экспортных и импортных грузоперевозках основной спрос приходится на российское направление», — комментирует Эмирлан Бейилбаев, директор кыргызстанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU.

Обмен опытом цифровизации логистики с Германией

Перспективы сотрудничества между Кыргызстаном и Германией в сфере цифровизации и логистики обсудила министр цифрового развития Кыргызстана Нурия Кутнаева с руководителями Ассоциации логистов Германии BVL Мирко Новаком и Кристофом Крошке. О своем опыте и планах рассказали представители Минцифры КР, а также «Кыргыз почтасы» и «Кыргызтелеком», ГП «Инфоком» и ГУ «Тундук». Со своей стороны представители германской Ассоциации логистов поделились успешными кейсами. Например, рассказали о сервисе онлайн-заказа автомобилей и разработке трекинг-системы. Участники переговоров также обсудили расширение сотрудничества с локальными компаниями для совместной работы на международных рынках. 

«Такие встречи важны в том числе с точки зрения популяризации цифровых сервисов на рынке КР. Потому что в нашей стране уже есть возможность находить перевозчиков онлайн — для продвинутых участников рынка это не новость. Просто не все перевозчики и грузовладельцы знают о биржах грузоперевозок и не все готовы отказаться от привычных способов работы в пользу технологических решений. Многими процессами в отрасли до сих пор управляют вручную, уровень автоматизации пока уступает таким высокотехнологичным сферам, как ритейл и финансы. Мы исторически ориентируемся на передовой европейский опыт — он вызывает у нас доверие. Поэтому сотрудничество с Ассоциацией логистов Германии поможет продвигать идею цифровизации отрасли в рынок», — считает Эмирлан Бейилбаев.

Планы строительства дорог

Стало известно о планах дорожного строительства. В 2024 году в Кыргызстане планируется построить 500 км дорог. Среди конкретных проектов — реконструкция 13-километрового участка трассы Ош - Баткен - Раззаков с укладкой второго слоя асфальта, установкой тротуаров и благоустройством. Кроме этого, планируются работы на участке в 40 км трассы Ала-Бука — Жаны-Базар — Кировка и на отрезке в 20 км трассы Нарын — Баетов.

«Модернизация дорожной сети — важнейшее условие развития логистики в стране, в том числе, транзитного потенциала. Поэтому в эту сферу важно инвестировать, в том числе с помощью запуска проектов государственно-частного партнерства. Чем лучше дороги, тем меньше времени нужно на доставку грузов и тем меньше затрат несет перевозчик, а следовательно, и грузовладелец. Кроме этого, строительство новых дорог способствует повышению доступности регионов и улучшению связности внутри страны, способствует развитию международных торговых путей», — отметил Эмирлан Бейилбаев. 

Цифровизация таможенных процедур

Государственная таможенная служба (ГТС) Кыргызстана отчиталась об итогах работы за первый квартал 2024 года. В бюджет страны поступило 29.3 млрд сомов таможенных платежей, что на 4.6% выше плановых показателей. В сравнении с аналогичным периодом 2023 года объем поступлений вырос на 8.6 млрд сомов или на 41.4%. Важным достижением стали проекты по повышению эффективности таможенных процедур. Например, были запущены АИС «Санарип Тамга» и блок «Регистрация» Национальной цифровой платформы «Смарт Бажы».

«АИС «Санарип Тамга» — это цифровая платформа электронного взаимодействия   государственных контролирующих органов на границе. Пилотный проект по ее внедрению стартовал еще в 2021 году, — объясняет Эмирлан Бейилбаев. — Платформа позволяет государственным контролирующим органам получить доступ к предварительной информации, предоставляемой участниками ВЭД таможенной службе. Это необходимо для ускорения принятия решения о контрольных мероприятиях на границе и экономии времени перевозчиков на автомобильных пунктах пропуска. Запущенная функция «Регистрация» на Национальной цифровой платформе «Смарт Бажы» упрощает и автоматизирует процессы на пункте пропуска, связанные с регистрацией товаров и всех АТС, проезжающих через пункт пропуска».

Источник: economist.kg