У перевозчиков спросили, как на их работе отразилось введение безразрешительной системы перевозок с Кыргызстаном, которая вступила в силу с февраля 2024 года. И вот что они ответили.
До введения безразрешительной системы с этим направлением работали 12% опрошенных. Причём 8% из них отметили, что после отмены разрешений работать стало проще и выгоднее, а 4% существенных изменений не заметили.
Для 28% респондентов введение безразрешительного порядка стало основанием для того, чтобы начать рассматривать это направление для работы.
60% пока с Кыргызстаном не работают и не планируют.
Транзитом через Кыргызстан возят груз только 8% опрошенных, остальные пока не включали его в свои логистические цепочки.
Примечательно, что 84% респондентов предпочли бы получить возможность работать без «дозволов» с Россией. Ждут перевозчики и отмены разрешений на работу с Ираном, Арменией, Таджикистаном, Сирией. За безвизовый режим с каждой из этих стран проголосовали по 4%.
Мы наблюдаем рост интереса белорусских перевозчиков к работе с Кыргызстаном уже несколько лет. Хоть введение безразрешительного порядка немного стимулировало этот процесс, однако ощущается, что перевозчики с осторожностью приглядываются к маршруту. Тем более что в первые месяцы вступления в силу «безвиза» возникли неприятные нюансы: на практике кыргызские службы продолжают требовать у белорусских водителей разрешения на выполнение перевозок. Минтранс Беларуси занимается урегулированием ситуации, однако пока рекомендовал всё же использовать разрешения, как и раньше, — комментирует ситуацию директор компании — представителя биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.
По словам эксперта, Кыргызстан стремительно развивает свой логистический потенциал и однозначно это направление для работы становится всё более перспективным. Согласно данным Евразийской экономической комиссии, в январе — марте 2024 года Кыргызстан стал лидером среди стран ЕАЭС по росту грузооборота, увеличив по сравнению с аналогичным периодом прошлого года грузооборот на 10,3%. К слову, на втором месте в этом рейтинге Беларусь, показавшая +3,1%.
В целом направление для белорусов не ново — развитие торгово-промышленных связей между нашими странами длится уже много лет. Однако особенно значительный рост взаимная торговля Кыргызстана и Беларуси показала в 2022 году — как раз в момент массовой переориентации транспортных потоков с Запада на Восток. Затем последовал спад — в 2023 году объём взаимной торговли наших стран составил 103,4 млн долларов и по сравнению с 2022-м сократился на 18,3%.
С резким разворотом грузопотока с Запада на Восток в 2022 году вскрылся и ряд проблем, усложняющий работу перевозчиков в регионе: от трудностей с получением виз и проведением платежей до вопросов с безопасностью и придорожным сервисом. Этим среди прочего можно обосновать небольшой спад на кыргызстанском направлении в 2023-м после резкого скачка 2022-го.
— Но мы наблюдаем заинтересованность восточных стран в развитии логистической отрасли: создаются мультимодальные транспортные коридоры, игроки рынка всё больше используют современные цифровые сервисы и системы для удобства работы с западными соседями, инфраструктура улучшается — на межправительственном уровне многое делается для того, чтобы сделать работу удобнее для всех. А Кыргызстан, в частности, одна из первых стран, с которой Беларуси удалось договориться о безразрешительной системе перевозок в последние пару лет. Эти договорённости не просто обещают сделать проще и выгоднее работу с Кыргызстаном, но и в целом упростят для белорусских перевозчиков проезд в Азию, — считает Татьяна Солдатенко.
Автор: Светлана Лащевская
Источник: av.by
Фото: архив av.by