Казахстан как центр Евразийской логистики
Основной товарооборот происходит между Азией и Европой, преимущественно – по морю. Однако прогнозируемый рост торговли по всем направлениям, включая Ближний Восток и Юго-Восточную Азию, может привести к перераспределению части товарооборота на наземные маршруты. И здесь ключевую роль может сыграть Средний коридор (Транскаспийский международный транспортный маршрут – ТМТМ). Согласно прогнозам Всемирного банка, к 2030 году годовые объемы грузоперевозок по нему могут вырасти в три раза и достигнуть 11 млн тонн.
Значительная часть ТМТМ проходит по территории Казахстана. В течение последних 10 лет объемы грузоперевозок через РК увеличились на 28% – с 487 млрд тонно-километров в 2014 году до 621 млрд тонно-километров в 2023 году. Объемы перевозок будут только увеличиваться.
Для обеспечения возрастающего грузопотока требуется расширить пропускную способность инфраструктуры Казахстана, говорится в отчете. По оценкам Европейского банка реконструкции и развития, для этого необходимо реализовать 13 инвестиционных проектов стоимостью 5,5 млрд евро.
Каботажные перевозки по России
В Казахстане ждут вступления в силу закона, который разрешит транспортным компаниям из государств ЕАЭС выполнять перевозки грузов между населенными пунктами России (каботажные перевозки). Закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, но транспортные компании Казахстана готовятся к этому важному для отрасли событию уже сейчас. В частности, согласно Федеральному закону РФ от 29 декабря 2022 года №627-ФЗ для осуществления каботажных перевозок требуется оснастить автомобили тахографами, а также предварительно информировать Ространснадзор.
Вступление в силу этого закона станет дополнительным стимулом для казахстанских перевозчиков осуществлять международные рейсы в Россию. Они смогут заработать не только на доставке грузов из Казахстана в РФ, но и выполнить несколько попутных рейсов внутри России.
В Казахстане упростили процедуры таможенного декларирования
С 4 мая по 30 июня 2024 года реализуется пилотный проект по декларированию экспресс-грузов через систему «Кеден» на всех таможенных постах в стране.
Основная цель проекта – упростить работу госорганов с помощью автоматизации процесса подачи таможенных деклараций для экспресс-грузов. Это поможет ускорить оформление документов и оптимизировать бизнес-процессы.
Экспресс-грузы – это товары, быстро доставляемые по индивидуальным накладным. В рамках этого проекта таможенные представители самостоятельно заполняют пассажирские таможенные декларации и декларации на товары для экспресс-грузов. Возможна подача документов как в электронном, так и в бумажном виде.
Казахстан участвует в создании в РФ транспортного хаба
Крупный транспортный хаб создают в Подмосковье. Нацкомпания «ҚТЖ», АО «Славтранс-Сервис» (РФ) и китайская компания «Xian Free Trade Port Construction and Operation Co., Ltd» начали строительство нового транспортно-логистического центра CRK Terminal на станции Селятино (Московская область, РФ). Он необходим для развития прямого транспортного сообщения между казахстанско-китайским терминалом в городе Сиане (КНР), Россией и другими странами.
CRK Terminal на станции Селятино положительно отразится на сроках доставки грузов и будет способствовать более эффективному планированию контейнерных перевозок. В 2023 году объем транзитных перевозок грузов железнодорожным транспортом через Казахстан по направлению Китай – Россия и обратно составил 3,8 млн т (+ 35% к 2022 году).
Международное сотрудничество в логистике
Астану посетила делегация представителей транспортно-логистических компаний из Китая. Цель визита – укрепление двустороннего сотрудничества и обсуждение перспективных проектов в области транспорта и логистики. Встреча организована Союзом транспортников Казахстана «Kazlogistics» при содействии Международного университета «Астана».
Кроме этого, руководители Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics» провели встречу с представителями Европейской комиссии по вопросам развития ТМТМ. Участники переговоров обсудили вопросы развития транспортных проектов Казахстана, повышение эффективности ТМТМ, цифровизацию логистических процессов, упрощение процедур торговли и многое другое.
Казахстанские компании стали участниками логистического форума в Грузии (Тбилиси), куда также прибыли ведущие компании из Европы, Центральной Азии и Кавказа. Это уже второй подобный форум, первый состоялся в Астане месяц назад. Главная цель форума – объединить потенциальных партнеров и клиентов из Европы, Кавказа и Центральной Азии.
Состоялась рабочая поездка казахстанской делегации в страны Балтии во главе с министром транспорта Маратом Карабаевым. Участники бизнес-миссии встретились с профильными министрами стран Балтии, посетили ключевые инфраструктурные объекты, участвовали в бизнес-форуме и провели двусторонние встречи с представителями местного бизнеса.
Реформа железнодорожной отрасли
Опубликован проект программы развития железнодорожного транспорта Казахстана до 2029 года. Программа предусматривает либерализацию рынка перевозок и реформу госрегулирования. Планируется выделить оператора магистральной железнодорожной сети в самостоятельное юридическое лицо, не связанное с ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки». Согласно проекту в отрасли будет действовать национальный перевозчик грузов, национальный перевозчик пассажиров и независимые перевозчики.
Источник: dknews.kz