Товарооборот с Россией испытывает давление
С января по апрель 2024 года товарооборот между Россией и Кыргызстаном вырос на 30%, достигнув $1 млрд. За весь 2023 году товарооборот составил 3 млрд, сообщили в министерстве экономики КР в июле 2024 года. Отмечается, что положительная динамика в торговых отношениях между странами частично связана с сотрудничеством в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Несмотря на существующие санкции, Россия остается одним из ключевых торговых партнеров для Центральной Азии: в 2023 году товарооборот превысил $44 млрд. Россия занимает 33% в структуре всей внешней торговли макрорегиона. Более 95% торговых операций между РФ и Кыргызстаном проводится в национальных валютах.
Россия занимает второе место в структуре внешней торговли Кыргызстана, уступая лишь Китаю. Однако, в первой половине 2024 года появились проблемы с платежами между нашими странами, и это сказалось на динамике рынка международных автомобильных грузоперевозок. Так, во втором квартале 2024 года число заявок на перевозки из Кыргызстана в РФ на платформе ATI.SU снизилось на 3% в годовом выражении и на 40% по сравнению с первым кварталом. В дальнейшем ситуация будет зависеть от того, как будут решаться вопросы платежей между кыргызскими и российскими партнерами. Сохранение проблем приведет к стагнации, хотя реальный спрос на грузоперевозки останется высоким, — считает Эмирлан Бейилбаев, директор Кыргызстанского представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU.
Альтернативный маршрут в РФ
КР ожидает скорого открытия нового грузового маршрута в Россию. Он будет проходить через Узбекистан, Туркменистан и Каспийское море. В ходе 11-го заседания межправительственной российско-кыргызстанской комиссии по сотрудничеству в Красноярске сопредседатель комиссии, премьер-министр Кыргызстана Аклыбек Жапаров подчеркнул, что ведется активная работа над созданием международного мультимодального маршрута для грузоперевозок между КР и РФ. Он будет включать морские перевозки по Каспийскому морю с доставкой грузов в порт Астрахани. Сейчас грузовые потоки между Россией и Кыргызстаном осуществляются через территорию Казахстана.
Альтернативный маршрут обсуждается довольно давно. Проблема очередей на казахстанской границе все еще актуальна, и решить ее можно, только перенаправив часть транспорта по другому пути. Товарооборот с РФ растет, обе стороны заинтересованы в скорейшем решении ситуации с платежами. Поэтому запуск мультимодального маршрута — насущная потребность, и этот проект форсируют на высшем уровне, — говорит Эмирлан Бейилбаев.
Президенты договорились о росте товарооборота
Торговый оборот между Узбекистаном и Кыргызстаном необходимо увеличить до $2 млрд, решили президент Кыргызстана Садыр Жапаров и президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев во время июльской встречи. Для этого необходимо расширять экономическую повестку сотрудничества и двусторонние связи. В ближайшие годы стороны намерены разработать и утвердить программу, направленную на достижение запланированного уровня товарооборота.
Уже сейчас известно, что в Ташкенте и Бишкеке будут открыты торговые представительства обеих стран. Есть планы по внедрению инструментов предэкспортного финансирования и запуску «зеленых коридоров» для экспорта сельскохозяйственной продукции. На встрече обсуждали и реализацию стратегически важных региональных проектов, таких как строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан.
В первом полугодии 2024 года внешняя торговля между Кыргызстаном и Узбекистаном сократилась более чем на 20% (на $105 млн) в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. При этом экспорт из Узбекистана в Кыргызстан в два раза больше, чем импорт ($270.4 млн против $111.4 млн). Необходимость в усилении экономических связей действительно назрела — в этом заинтересованы обе стороны. Сейчас доля Кыргызстана во внешнеторговом обороте Узбекистана составляет всего 3.5%, что выглядит скромно на фоне более значительных торговых отношений страны с Китаем (18.5%) и Россией (18.1%), — комментирует Бейилбаев.
Продукты полетят в Китай на самолетах
Минсельхоз КР подписал соглашение с авиакомпанией Turkish Airlines о снижении тарифов на перевозку сельскохозяйственной продукции в Китай. Достигнуты договоренности о транспортировке сельскохозяйственных товаров из Бишкека в Шанхай (КНР). Предусмотрена возможность перевозки до 300 тонн сельскохозяйственных грузов в неделю, а стоимость перевозки существенно снижена — с $6-7 за килограмм до $1-1.5. Эти меры должны способствовать повышению экспортных возможностей сельскохозяйственных товаров республики, говорится в сообщении Минсельхоза.
Кыргызстан и Китай постепенно углубляют сотрудничество в области поставок кыргызской сельскохозяйственной продукции. Например, в начале июля 2024 года в Астане во время заседания Совета глав государств-членов ШОС подписаны соглашения, регулирующие фитосанитарные требования к свежим фруктам и аквакультурам, поставляемым в Китай из Кыргызстана. Эти стандарты гарантируют высокое качество и безопасность продукции, что способствует увеличению объемов экспорта и укреплению позиций кыргызских производителей на одном из крупнейших рынков мира, — резюмировал Эмирлан Бейилбаев.
Источник: economist.kg