Расскажите, как появились первые индикаторы рынка логистики?
— Около 20 лет назад мы задумались о возможности применения индексов для анализа рынка логистики. Тогда индексы фондового рынка уже стали привычными показателями его состояния — как в целом, так и в отраслевом разрезе. Таких ориентиров в логистике не было, но было очевидно — они нужны участникам рынка. И мы задались целью их разработать.
В тот момент у нас не было достаточного объема данных для того, чтобы выводить средние ставки на перевозку грузов по каждому направлению и достоверно оценивать их изменение. С каждым годом количество пользователей Биржи и размещенных на ней грузов росло. К 2021 году на платформе было зарегистрировано около 300 тыс. участников рынка — грузовладельцев, экспедиторов, перевозчиков. Объемы накопленных данных позволили нам запустить первый аналитический сервис — «Индекс ATI.SU FTL РФ», который отражает изменение ставок на перевозки по 100 популярным направлениям по России. Это косвенный показатель — он позволяет следить за тенденциями на рынке. Например, рост индекса может стать аргументом для перевозчика при переговорах о повышении ставок. И наоборот: при снижении индекса грузовладелец может скорректировать стоимость доставки в меньшую сторону.
В 2022 году мы запустили сервис «Средние ставки», который позволяет отслеживать актуальные цены на перевозку грузов по 3000 направлений. Сервис показывает среднюю ставку с НДС и без НДС, а также разброс цен — от минимальной до максимальной. И этот показатель отражает актуальную стоимость услуг реальных перевозчиков — без наценки экспедиторов или маржи крупного игрока с большим парком автомобилей.
Таким образом, эти два сервиса стали индикаторами рынка логистики — как индексы на фондовом рынке.
Какую практическую пользу получают участники рынка, которые используют аналитические инструменты?
— Ценообразование в грузоперевозках определяется не только себестоимостью услуг и процентом маржинальности. Рынком управляют тренды спроса и предложения. Именно поэтому важно за ними следить — и вовремя реагировать на изменения.
Кроме этого, аналитические сервисы учитывают сезонные колебания, погодные условия на трассе и другие обстоятельства, которые самостоятельно рассчитать и учесть невозможно. Как результат: грузоперевозчик получает справедливую цену на свою услугу, а грузовладелец избегает риска переплатить.
А еще индикаторы рынка помогают повысить маржинальность бизнеса. Например, чаще всего грузопотоки несимметричны. Это означает, что объемы грузов «туда» и «обратно» могут существенно различаться, а значит, сильно меняется и стоимость перевозки. В таких обстоятельствах перевозчикам целесообразно заранее просчитать рентабельность доставки в целом — а в этом как раз и помогают аналитические сервисы.
Реальный кейс: доставка груза по маршруту Москва-Воронеж была выгодна перевозчику, а обратно — уже нет. Но благодаря сервису «Средние ставки» удалось избежать порожнего или невыгодного обратного рейса — нашелся более привлекательный вариант в соседнем населенном пункте.
Какие еще аналитические инструменты доступны сегодня участникам рынка?
— Экосистема сервисов ATI.SU включает инструменты для внешней и внутренней аналитики.
Инструменты для внутренней аналитики — это отчеты о перевозках, распределении грузов по направлениям и определенным перевозчикам, работе менеджеров, времени обработки заказа клиента и многом другом. Отчеты формируются автоматически по заданным пользователем параметрам. Они позволяют находить и устранять узкие места во внутренних процессах компании, повышая ее эффективность.
Инструменты внешней аналитики — «Индекс ATI.SU FTL РФ», «Средние ставки» и «Выгодные направления» — помогают анализировать ситуацию на рынке, понимать динамику цен на перевозки в разные периоды времени. Все расчеты тоже производятся автоматически, что существенно экономит время сотрудников.
Сервисы ATI.SU для внешней аналитики можно использовать в контуре компании. Например, можно получать данные сервиса «Средние ставки» по API прямо во внутреннюю систему управления перевозками.
Появились ли новые аналитические сервисы в этом году?
— Весной мы запустили сервис «Выгодные направления» на базе «Средних ставок». С его помощью можно ранжировать направления по цене, а также количеству грузов. Например, можно посмотреть, в какой город, федеральный округ или страну в данный момент выгоднее всего доставлять грузы. Кроме этого, сервис позволяет определить самые перспективные направления, где цены демонстрируют тенденцию к росту.
Сервис, прежде всего, полезен перевозчикам, которые хотят повысить маржинальность бизнеса. Кроме этого, он помогает при росте автомобильного парка, когда нужно планировать расширение географии работы.
Почему сегодня важно использовать аналитические инструменты в логистике?
— Геополитические изменения в мире и санкции значительно изменили логистические процессы. Выигрывает тот, кто способен действовать оперативно, принимая решения на основе точных данных.
Значительная часть компаний продолжает работать по-старинке — в Excel. Однако аналитические возможности таблиц сильно ограничены. Там невозможно оценить тренды рынка — у отдельных компаний нет достаточного объема данных. Подключить к таблице всех участников грузоперевозки, чтобы сделать процесс прозрачным на всех этапах, — тоже утопия. Сбор сведений «ручным способом» часто приводит к ошибкам, а это влияет на итоговый результат, приводя к неверным выводам и решениям. Сам процесс анализа в «ручном режиме» занимает много времени. И кроме того, данные устаревают еще на этапе заполнения таблицы, что также может привести к необъективным решениям.
Специализированные аналитические сервисы помогают принимать обоснованные решения на основе большого объема достоверных данных. Например, сегодня ежедневно на Бирже грузоперевозок ATI.SU размещается около 300 тыс. грузов. Количество зарегистрированных пользователей приближается к 400 тыс. У нас накоплен огромный объем данных, которые обновляются в режиме реального времени. На основе такого датасета получается заслуживающая доверия аналитика.
Как будут развиваться аналитические сервисы в дальнейшем?
— С ростом объема данных мы постепенно масштабируем сервисы в страны своего присутствия. Сейчас Биржа ATI.SU активно развивается в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Беларуси, Армении. Кроме этого, мы работаем над персонализацией сервисов. Возможность тонкой настройки аналитики поможет пользователям получить наиболее релевантные и полезные сведения о рынке и собственной эффективности.
Источник: companies.rbc.ru