Зарплаты в логистике растут

По данным Евразийской экономической комиссии, в 2023 году в Кыргызстане отмечен самый значительный рост средней заработной платы среди стран ЕАЭС. Она выросла на 20.3%, достигнув среднего уровня в $379 в месяц. Планируется, что к 2026 году средняя заработная плата превысит 40 тысяч сомов (около $450). Эти прогнозы отражены в проекте бюджета КР на ближайшие годы. На сайте headhunter.kg, к примеру, логистам предлагают от 39 тысяч сомов ($450) до 130 тысяч сомов ($1450), что выше средней ЗП по стране.

Согласно отчету Ассоциации управления цепочками поставок (ASCM), стоимость труда в сфере логистики продолжает расти во всем мире. Так, в США в 2023 году зарплата увеличилась до $103 тысяч в год ($8.6 тысячи в месяц), что на 4% больше, чем в предыдущем году.

Участники рынка грузоперевозок отмечают дефицит кадров в стране — есть сложности с наймом логистов, водителей, работников склада. Точных замеров в республике не проводили, но, например, в России по итогам первого квартала 2024 года количество вакансий в транспорте и логистике увеличилось на 91%, а средняя зарплата — на 12%. При этом 91.2% российских компаний столкнулись с острой нехваткой квалифицированных специалистов, в том числе в сфере логистики и транспорта — об этом сообщили 15.9% опрошенных. Предполагается, что в КР ситуация во многом похожа.

Что делать? Автоматизировать!

О том, какой выход из нее видят руководители бизнеса, можно судить по опросу, который провели в РФ. Так, 35% руководителей логистических компаний прогнозируют рост товарооборота на 10-20% в ближайшие годы, что потребует увеличения численности сотрудников. Преодолеть кадровый дефицит, по их мнению, можно с помощью оптимизации процессов (38%), автоматизации и роботизации (около 19%), внедрения систем мотивации (17%) и увеличения зарплат (11%). Замечу, что оптимизация процессов часто связана с внедрением различных ИТ-систем и сервисов.

Таким образом, именно использование технологий способно решить проблему дефицита персонала, обеспечивая стабильность бизнеса и даже его рост без ущерба качеству предоставляемых услуг. Мировой рынок цифровых платформ для логистики будет расти на 15% ежегодно вплоть до 2030 года, и один из его драйверов — необходимость сократить ручной труд в отрасли.

В качестве примеров можно привести процессы, которые можно автоматизировать уже сегодня без значительных вложений, но с заметным результатом в виде сокращения ручного труда и снижения потребности в расширении штата специалистов.

  1. Определение оптимальной ставки. Логистические сервисы дают возможность автоматически рассчитывать стоимость перевозки грузов по конкретному маршруту с применением определенного транспортного средства. Во-первых, они ежедневно анализируют динамику цен, что ускоряет процесс определения средней стоимости заказа в зависимости от направления, вида транспорта, характеристик груза и других факторов. Во-вторых, алгоритмы таких систем позволяют определить границу цены, ниже которой торговаться нецелесообразно — иначе придется работать себе в убыток. 
  2. Выбор подрядчика. Облачные сервисы дают большие возможности для выбора исполнителя заказа на перевозку груза. Так, грузовладельцы могут проводить торги на онлайн-площадках в автоматическом режиме: программный бот будет снижать ставки в заранее определенном диапазоне и остановится в нужный момент, например, при достижении оптимальной стоимости. Экспедиторы также могут автоматизировать аукцион на выбор перевозчика по указанным параметрам или автоматически назначать заказ конкретному перевозчику в зависимости от характеристик груза.
  3. Расширение базы партнеров. Компания, работающая на ИТ-платформе, может быстро пополнить базу проверенных перевозчиков, избегая необходимости проведения трудоемкого сбора данных из интернета. У каждого потенциального исполнителя на платформе есть рейтинг и отзывы, которые позволяют оценить его благонадежность.
  4. Безопасность перевозки. Некоторые платформы используют алгоритмы искусственного интеллекта, которые позволяют минимизировать риски мошенничества. Они оценивают активность компании на платформе и выявляют подозрительные действия, предупреждая о рисках других участников сервиса. Еще один инструмент — возможность отслеживать перемещение автомобиля с грузом и статусом доставки в режиме реального времени.
  5. ЭДО. Применение системы электронного документооборота значительно облегчает процедуры обмена документами. Она обеспечивает доступ ко всей документации онлайн для всех участников перевозки, включая водителей. Это удобно, например, когда водителю необходимо предъявить документы на груз в пути. Данные вводятся в систему только один раз — и далее автоматически появляются в нужных разделах следующих документов.
  6. Личный кабинет. У каждого участника платформы есть личный кабинет. По сути, это система управления перевозками, где хранится вся информация о заказах, партнерах и документах. В этом разделе пользователи могут не только взаимодействовать с другими участниками в процессе перевозок, но и использовать инструменты аналитики — создавать отчеты и использовать полученные сведения с целью оптимизации процессов и прогнозирования деятельности.
  7. Режим «одного окна». На ИТ-платформе все данные, аналитика, сделки и процессы мониторятся в «одном окне», что помогает избежать дублирования информации, сократить влияние «человеческого фактора» и уменьшить вероятность возникновения ошибок. Таким образом, логисты могут контролировать процесс онлайн и вмешиваться лишь в случае чрезвычайных ситуаций.

В Кыргызстане уже действуют логистические цифровые платформы, предоставляющие сервисы через единый интерфейс и помогающие организовать доставку грузов внутри страны, а также в государства СНГ и дальнего зарубежья.

Автоматизация процессов не только снижает потребность в увеличении количества «рабочих рук», но и дает еще один неочевидный бонус. Логистам, работникам склада, водителям проще и комфортнее работать в компаниях с высоким уровнем автоматизации. При прочих равных они выберут того работодателя, который предоставляет лучшие условия труда. Поэтому автоматизация логистики — это и повышение привлекательности компании как работодателя в условиях дефицита кадров и жесткой борьбы за квалифицированных специалистов.

Источник: economist.kg