Внешняя торговля и интеграция Армении в евразийские цепочки поставок в ближайшие годы станут драйверами рынка логистики. Однако нехватка квалифицированных специалистов и рост зарплат в сфере сдерживают эффективное развитие логистической отрасли в Армении.

Армения как элемент евразийской логистики

Согласно нашим данным, в третьем квартале 2024 года на платформе наблюдался значительный рост заявок на доставку грузов в Армению. По сравнению с тем же периодом прошлого года, количество таких заявок увеличилось на 20%. Наиболее динамичен спрос на перевозки из России, Беларуси и Казахстана.

«Логистическая отрасль Армении, как и многих других стран, сталкивается с серьёзными вызовами, связанными с нехваткой кадров. В Армении, как и в других странах ЕАЭС, есть проблемы с наймом водителей, логистов и работников складов. Эта проблема станет более актуальна, когда Армения станет частью транснациональных логистических маршрутов», — директор представительства международной Биржи грузоперевозок ATI.SU в Армении Сергей Мкртчян.

В качестве одной из ключевых причин дефицита квалифицированных специалистов указывается недостаток актуальных программ обучения в вузах страны.

Автоматизация логистики: международный опыт и пути для Армении

Для оптимизации логистики в странах ЕАЭС и повышения эффективности в условиях дефицита кадров можно ориентироваться на международный опыт, который показывает необходимость внедрения ряда ключевых решений, подчеркивает Мкртчян. При этом важно понимать, что в Армении многие из этих сервисов пока отсутствуют.

Таким образом, если страна решит следовать пути автоматизации логистики, ей предстоит внедрить следующие решения на основе мировых практик:

1. Оптимизация расчета стоимости перевозки. Логистические сервисы, использующие алгоритмы для автоматического расчёта стоимости перевозки, позволяют сократить время на определение средней цены заказа, что снижает нагрузку на сотрудников. Кроме того, такая аналитика предлагает действительно актуальные данные, рассчитанные на основе изучения тысяч уже совершенных сделок или размещённых заявок.

2. Выбор подрядчиков через облачные сервисы. Автоматизированные торги на онлайн-площадках дают возможность грузовладельцам находить подходящих подрядчиков без значительных временных затрат. Процесс отбора и оценки исполнителя настраивается согласно пожеланиям заказчика, специфике его груза и бизнеса. Кроме того, компания, работающая на платформе, может быстро пополнить базу проверенных перевозчиков, избегая необходимости проведения трудоемкого сбора данных из интернета.

3. Безопасность перевозки. Платформы могут минимизировать риски мошенничества, анализируя активность компаний в сервисе, в том числе используя для этого искусственный интеллект. Логистическая система также имеет набор инструментов позволяющих проверить контрагента, узнать его рейтинг, ознакомится с отзывами и всей историей его деятельности. «Вручную» провести такое расследование — довольно трудозатратно.

4. Электронный документооборот (ЭДО). В Армении пока нет широко распространенного решения, хотя сегодня ЭДО значительно оптимизирует обмен документами между компаниями и госучреждениями, сокращает время на обработку данных и минимизирует ошибки. Только часть госучреждений используют ЭДО для внутренних нужд, это ограничивает взаимодействие бизнеса и государственных структур.

5. Личный кабинет как система управления перевозками. У каждого участника платформы есть личный кабинет. Там хранится вся информация о заказах, партнёрах и документах. Пользователи могут взаимодействовать с другими участниками в процессе перевозок и создавать отчёты в автоматическом режиме.

Логистические платформы не требуют долгих проектов внедрения и больших инвестиций — для того, чтобы получить доступ к множеству полезных функций, требуется лишь зарегистрироваться и оформить профиль участника.

Став участником такой платформы, можно начать, скажем, с поиска подрядчика или груза, а затем постепенно подключать новые сервисы — от электронного документооборота до аналитических инструментов. При этом нет рисков традиционных ИТ-проектов — нет капитальных вложений, сервисы оплачиваются по модели подписки и их можно легко отключить, если отпала необходимость.

Армения предпринимает усилия по развитию международных транспортных направлений «Север — Юг» и «Восток — Запад», с развитием которых можно ожидать дальнейшего роста международных грузоперевозок. Для развития важных государственных инициатив Армении стоит присмотреться к мировым трендам — они актуальны и для нас, заключает Мкртчян.

Источник: am.sputniknews.ru