Повышенное беспокойство о сохранности грузов и безопасности сделок в грузоперевозках связано с усложнением и удлинением логистических цепочек, а также с возросшей необходимостью поиска новых партнёров.

«Под безопасностью в логистике следует понимать не только сохранность груза, но и грамотность организации процессов на всех этапах перевозки: от планирования до итоговой отчётности. Так как помимо того, что груз может быть похищен, существуют риски гораздо более глобальные, связанные с рентабельностью перевозок, правильным и своевременным оформлением документов, поиском перспективных рынков. И здесь цена вопроса измеряется не просто в одной утерянной машине, а в состоятельности бизнеса. Поэтому подходить к вопросу безопасности нужно комплексно», — считает Татьяна Солдатенко.

Вместе с экспертом выделили ТОП-4 рекомендации, которые помогут минимизировать риски, не попасться в лапы мошенникам, не терять деньги и не ставить под угрозу свой бизнес.

Тщательно проверяйте партнёра

Если говорить именно о мошеннических схемах, то они существуют в разных вариациях. Одни направлены на грузоотправителей и логистов, другие – на водителей. Поэтому осторожность при выборе надёжных контрагентов стоит соблюдать и первым, и вторым.

Одна из распространенных схем: мошенник звонит с поддельного телефонного номера или пишет с электронной почты, очень похожей на почтовый ящик вашего надёжного партнера. И ничего не подозревающий логист отдаёт информацию о грузе злоумышленнику, цель которого – похитить товар. Другой вариант: представившись логистом мошенник заключает сделку с перевозчиком, а после доставки груза исчезает.

«Поэтому проверять контактные данные партнёра будет не лишним перед каждой сделкой. Даже если вы сотрудничаете уже не в первый раз. На нашей платформе у каждого участника есть свой код. И по телефону или в переписке, стоит обязательно его спросить, а затем внимательно проверить – те ли данные указаны в его АТИ-паспорте. А лучше – перезвонить самому по указанному номеру, так как мошенники сейчас научились подделывать номера, с которых звонят», — предупреждает Татьяна Солдатенко.

Идеальным вариантом считается и вовсе не использовать «внешние» способы связи, а всю коммуникацию вести во внутреннем мессенджере платформы, услугами которой вы пользуетесь. Так вы исключите возможность взаимодействия с мошенниками, которые представляются пользователями биржи, но не зарегистрированы на ней.

С развитием логистических платформ проверка контрагентов, в целом, сильно упростилась: в открытом доступе пользователи могут видеть профили и паспорта участников, рейтинги компаний и реальные отзывы или воспользоваться многоуровневыми системами проверки потенциальных партнёров – от действительности водительского удостоверения до наличия судебных исков. Может облегчить эту работу и искусственный интеллект, который анализирует поведение участников и считывает нестандартную активность. Если ИИ замечает нетипичное поведение пользователя, он дает сигнал – и это повод проверить его более тщательно, даже если вы уже не раз работали с этой компанией. Не исключено, что пользователь сменил сферу деятельности или продал свой профиль.

Мониторьте весь процесс поставки

Даже если партнёр прошел проверку по всем фронтам, мошенники могут подключиться уже на этапе поставки. Потому мониторинг процесса перевозки – важный момент, влияющий на сохранность вашего груза и прибытия его в место назначения. Современные сервисы SMS- или GPS-мониторинга позволяют отслеживать местонахождение машины онлайн через приложение, установленное на смартфон, не отвлекая при этом сообщениями и звонками водителя. Однако ставить целого сотрудника на то, чтобы он безотрывно смотрел в монитор, отслеживая маршрут, в нынешних условиях острого дефицита кадров – настоящее расточительство.

«Здесь тоже рационально использовать возможности ИИ. Например, мы в своих сервисах для мониторинга поездок используем самообучающиеся алгоритмы. Они анализируют и выявляют закономерности успешных и не очень перевозок. И в случае, если искусственному интеллекту что-то покажется подозрительным, он просигнализирует об этом специалисту. Таким образом, необходимость постоянно находиться у монитора отпадает», — отмечает Татьяна Солдатенко.

Следите за документами

Документация — это тоже важный момент в обеспечении безопасности грузов. Современная логистика во всем мире движется к переходу на электронный документооборот. Он упрощает взаимодействие, делая его прозрачным, и помогает в корректном оформлении документов, что особенно актуально при международных перевозках. Ратификация соглашения между Беларусью и Россией о порядке признания электронной цифровой подписи в электронном документе при трансграничном электронном взаимодействии – серьезный шаг, облегчающий работу в данном направлении. Этот международный договор предусматривает взаимное признание сторонами электронной цифровой подписи в документах, созданных в Беларуси и России. Работать с ЭДО станет проще.

«Большой плюс ЭДО в том, что сервисы электронного документооборота могут автоматически готовить весь необходимый пакет документов, включая те, что связаны с таможенными процедурами. Во время перевозки все участники могут обмениваться информацией в режиме «одного окна», документы доступны всем, в том числе водителям, через мобильное приложение и их невозможно потерять. Вероятность ошибок из-за «человеческого фактора» сводится к минимуму, а весь процесс оформления документов и платежей становится более прозрачным. Это экономит время и обеспечивает безопасность от штрафов за просрочку и задержку документов», — считает Татьяна Солдатенко.

Анализируйте, планируйте и делайте выводы

Тщательный анализ рынка и планирование работы на его основе — ещё один неочевидный аспект безопасности в грузоперевозках.

«Цифровые платформу облегчают эту задачу, так как собирают данные по тысячам заявок и совершенных сделок. Сервисы могут отслеживать цены на перевозку грузов по разным маршрутам, количество предложений на них, объём и рост или спад грузопотока. То есть пользователь получает полноценную аналитику по актуальным ценам, на которые можно ориентироваться при выставлении стоимости за услуги, и данные, по которым можно оценить востребованность и перспективность тех или иных направлений. Это делает ведение дел более предсказуемым и помогает планировать долгосрочную работу, быстро адаптироваться к изменениям и не терять деньги», — рассказывает Татьяна Солдатенко.

Без анализа проделанной работы невозможно увидеть проблемные зоны и точки роста. Сегодня специальные сервисы позволяют автоматически формировать отчёты, как по заранее заданным шаблонам, так и с использованием встроенных конструкторов. Это помогает оценивать эффективность каждой конкретной сделки на всех этапах: от ресурсозатрат на поиск клиентов до соблюдения сроков доставки. Системы учитывают очень большое количество факторов и делают математически точные и аналитически корректные выводы. Сделать это вручную — просто невозможно.

Безопасность грузоперевозок сегодня очень тесно связана с автоматизацией всех процессов внутри бизнеса. Чем она выше, тем более прогнозируемо и чётко идут дела. А современные технологии и ИТ-инструменты позволяют уже сейчас сделать всю логистическую цепочку более прозрачной и, следовательно, безопасной. Не только с точки зрения защиты от недобросовестных партнёров или мошенников, но соотношения расходов и выгод для бизнеса, повышения эффективности работы.

Источник: prodelo.by