В середине ноября в Российской торгово-промышленной палате прошло заседание Совместного Белорусско-Российского делового совета, на котором эксперты с обеих сторон делились опытом и вырабатывали пути решения насущных вопросов.

На заседании обозначили один из главных факторов, сдерживающих развитие и решение проблем: недостаток цифровизации и автоматизации процессов в бизнесе. Поговорили с директором компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяной Солдатенко – участницей встречи в качестве ведущего эксперта по автоматизации процессов рынка логистики, о том, что происходит в отрасли и как с помощью инструментов автоматизации решаются основные проблемы.

«Очень радует, что в решении обозначенных вопросов начато активное взаимодействие на межгосударственном уровне. При этом идет работа в тесной связке с бизнесом: после заседания совета начат сбор данных и анализ вопросов, проблем и задач, которые волнуют непосредственных участников рынка. Планируется разработка мероприятий, образовательных программ и программных продуктов, которые помогут компаниям перейти на путь цифровизации и автоматизации быстро, безболезненно и эффективно. Что касается разработки программных продуктов, которых во многих отраслях не хватает, то здесь логистика в выигрышном положении – большое количество инструментов уже разработано, успешно внедрено и работает. И именно она может стать моделью, которую переложат на другие сферы», – считает Татьяна Солдатенко.

Дефицит кадров

Прямо сейчас на белорусском портале службы занятости размещено больше 11 тысяч вакансий для водителей с правами разных категорий. И меньше тысячи резюме по той же специальности. Если сравнивать с началом года, то потребность в водителях увеличилась на 2 тысячи. Дефицит кадров в стране в принципе ощутили на себе больше 80% работодателей из всех сфер. И все говорит о том, что это долгосрочная тенденция. В логистике он тоже затронул не только перевозчиков: остро не хватает практически всех категорий работников – логистических операторов, грузчиков, курьеров, экспедиторов, кладовщиков.

К проблеме подходят комплексно – предлагаются решения от привлечения мигрантов и повышения престижа профессии до повышения зарплат, которые к слову и так, по данным Белстат, за первое полугодие выросли на 11%. Это еще один факт в пользу автоматизации процессов – на фоне повышения зарплат, бизнесу необходимо за счёт чего-то снижать издержки.

Перейти на автопилотируемые грузовики, к сожалению, в ближайшем будущем не получится, хотя такие модели уже проходят первые испытания. Но перевести большое количество других процессов с ручного управление на автоматическое уже можно – как в транспортных компаниях, так и в компаниях их клиентов. Поиск грузов и поиск перевозчиков, проверка безопасности контрагентов, мониторинг процесса перевозки, анализ рынка и составление отчётов – это направления, с которыми специализированные программные решения, в том числе и на базе искусственного интеллекта, справляются куда быстрее и эффективнее, чем человек.

«Мы проводили исследование, которое показало, что только на автоматизации задач по размещению грузов, обработке заказов, подбору исполнителей и обсуждению с ними условий, можно поднять эффективность логиста в 2 раза. И соответственно, увеличить количество заказов вдвое без привлечения новых сотрудников. Но важнейшим блоком в системе цифровизации бизнес-процессов сегодня является переход на электронный документооборот. Фактически – это если ещё не стало, то уже совсем скоро станет обязательным условием для работы в грузоперевозках и связанных с ними отраслях», – считает Татьяна Солдатенко.

Цифровизация документооборота

В рамках государственной инициативы по цифровому развитию, в этом году все ИП обязаны оформить электронную цифровую подпись и использовать её при сдаче налоговых деклараций. С 1 декабря 2024 года расширяется список товаров, при обороте которых обязательно нужно использовать электронные накладные. Перечень товаров дополнен 36 новыми товарными группами, среди которых молочная продукция, бакалейные товары, кондитерские изделия, бытовая техника, обувь, синтетические моющие средства и другие.

«Ещё в прошлом году анонсировано, что использование электронных международных транспортных накладных e-CMR станет обязательным во всех странах ЕАЭС в течение ближайших шести лет. Тогда же Беларусь и Россия провели тестирование применения e-CMR при работе в рамках Союзного государства. То есть работа по трансграничному обмену электронными документами налаживается, препятствий к переходу на ЭДО становится меньше, а вот риск остаться без работы, если этого не сделать, возрастает», – говорит Татьяна Солдатенко.

Если вернуться к дефициту кадров, то выгоды от внедрения ЭДО заключаются в том, что сотрудники экономят 50-70% времени. То есть меньшее количество сотрудников сможет выполнять больший объём работы. Кроме того экономия ощущается на зарплатах работникам, затратах на канцелярские товары, печати, аренде площадей под хранение бумаг, пересылке документов и на штрафах, которые можно легко получить, если бумаги не дошли вовремя. А это уже вопрос снижения издержек компании.

Рентабельность на новых маршрутах

За последние пару лет проблема «Как работать с Европой в условиях санкций и очередей на границе?» перешла в новую плоскость и трансформировалась в «Как искать новые маршруты и рассчитывать их рентабельность?».

Еще летом на российском заседании Совета по развитию транспортной отрасли и формированию транспортно-логистических коридоров обозначили главные проблемы, из-за которой компании ежегодно теряют миллиарды рублей. Это актуальная и для Беларуси история. И одна из главных проблем, которая была озвучена, – неправильный расчёт стоимости доставки товаров. Из-за этого бизнес не может рассчитать их реальную себестоимость и установить адекватное ценообразование.

«Вместе с тем, пока часть компаний проводят расчёты «вручную» и работает в убыток, другая часть пользуется специальными IT-сервисами, которые анализируют огромное количество самых разных параметров и выдают точные аналитические данные. На их основе можно точно рассчитывать стоимость доставки и принимать решения о работе с новыми направлениями, понимания, какие из них будут более востребованными и рентабельными, а какие нет. Это объясняет, почему наш сервис «Средние ставки» стал одним из самых популярных инструментов среди пользователей в прошлом году», – говорит директор компании представителя Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко.

По словам эксперта, рынок, действительно, долгое время был лишен каких-либо автоматических аналитических инструментов. Сейчас же ситуация меняется и современные IT-платформы предлагают решения для быстрого и точного анализа. Это значительно снижает риски, помогает улавливать тенденции и безошибочно выбирать для работы самые рентабельные маршруты с хорошей прибылью. А также планировать свою работу, корректировать планы и бюджеты, опираясь на объективные данные, а не на прогнозы, которые из-за повышенной волатильности рынка не всегда оказываются точными.

Источник: virtualbrest.ru