По нашим данным, в первом квартале спрос на экспортные перевозки в Казахстан и Узбекистан показал наибольшую отрицательную динамику из всех международных направлений — на 12% и 14% соответственно по сравнению с четвёртым кварталом прошлого года. В отношении импортируемых грузов спад ещё значительнее — количество заявок на перевозки из Казахстана снизилось на 44%, из Узбекистана — на 39%. Одной из причин может быть заметное увеличение сроков доставки грузов в Россию.

Президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов «АвтоГрузЭкс» Вадим Филатов говорит, что наибольшие задержки грузового автотранспорта компании наблюдают на границе России с Казахстаном. «Основная причина — увеличение числа досмотров со стороны казахстанской таможни в отношении грузов из стран ЕАЭС, следующих в Россию. Республика усилила контроль за оформлением сопроводительных накладных, а также за перевозкой отдельных категорий товаров, требующих заключения национального Министерства индустрии и инфраструктурного развития», — пояснил он.

Кроме того, ситуацию осложняет слабая инфраструктура некоторых пунктов пропуска и технические проблемы. Филатов назвал критической ситуацию на многостороннем автомобильном пункте пропуска на российско-казахстанской границе «Петухово-Жана Жол». Нехватка полос и подъездных путей вынуждает водителей проводить в очередях не одни сутки, ситуацию усугубляет отсутствие безопасных стоянок и пунктов питания. На пункте пропуска «Бугристое-Кайрак» регулярно происходят сбои в электронной очереди — система теряет данные, из-за чего перевозчики лишаются забронированных мест. Там также отсутствует контроль за приоритетом записи, чем пользуются недобросовестные участники рынка. Нередки и перебои с электричеством: из-за этого инспекционное оборудование не работает, досмотр проводится вручную, что увеличивает время обработки грузов.

Директор ПЭК: GLOBAL Сергей Денисов отметил, что за январь-май этого года среднее время пересечения пунктов пропуска между Россией и Казахстаном увеличилось в три раза - до трех суток. «В результате срок доставки вырос на 32% год к году. Например, по состоянию на июнь, перевозка из Алматы в Москву занимает 11-14 суток», — рассказал он.

Сутки простоя на погранпереходе, по данным Денисова, обходятся перевозчикам в среднем в 20 тыс. рублей. Дополнительные расходы — как прямые (топливо, зарплаты водителей), так и косвенные (сбои в цепях поставок, претензии и штрафы со стороны корпоративных клиентов) — в конечном итоге включаются в тарифы.

Филатов подчеркнул — большую часть отправлений досматривают на стороне Казахстана, а наибольшие задержки — до 72 часов — возникают при проверке сборных грузов, когда в одной фуре перевозятся товары разных отправителей. Денисов добавил, что в обратном направлении — из России в Казахстан — таких проблем нет. «Российская таможня проводит лишь выборочные проверки с периодичностью примерно раз в месяц. После пересечения границы Таможенная служба Казахстана, как правило, также не задерживает транспорт — поток проходит беспрепятственно. Грузы пересекают границу в штатном режиме», — говорит он.

В пресс-службе Федеральной таможенной службы сообщили, что Россия и Казахстан являются частью Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В связи с этим, страны «имеют единую таможенную территорию, и таможенные органы постоянно не находятся в пунктах пропуска через государственную границу РФ на участке российско-казахстанской границы».

Источник: rg.ru