Принял груз — перевёз по проложенному маршруту — передал заказчику. Казалось бы, совершенно простая схема, однако в процессе её реализации часто случаются спорные ситуации, которые сбивают с толку даже опытных водителей, не говоря уже о новичках. Незнание правовых нюансов вынуждает перевозчиков поддаваться давлению заказчиков и действовать на свой страх и риск. А риск заключается в том, что можно попасть на серьёзные штрафы или вовсе стать элементом мошеннической схемы.

Заказчик меняет место выгрузки. Имеет право?  

Смена места выгрузки на этапе совершения перевозки — нередко часть мошеннических схем, связанных с кражей грузов. По закону заказчик имеет право переадресовать свой груз, однако к подобной просьбе нужно отнестись с осторожностью, чтобы не стать жертвой преступления.

«В такой ситуации водителю следует перестраховаться — запросить официальное письменное распоряжение о смене адреса разгрузки от своего руководства. А также внимательно проверить адреса электронной почты или телефонные номера, с которых приходят такие просьбы. Ведь они могут быть поддельными и отличаться от настоящих всего одним символом. Своим пользователям мы рекомендуем вести все переписки во внутреннем мессенджере биржи. Так можно быть уверенными, что диалог идёт с реальным участником биржи, а не со злоумышленником», — говорит Татьяна Солдатенко.

Важный момент: смена адреса выгрузки всегда должна отражаться в товарно-транспортной накладной. В ней же должны указываться наименование и адрес нового получателя, новый пункт разгрузки, фамилия и подпись лица, принявшего такое решение.

Переадресация груза во время международной перевозки обязательно должна сопровождаться и передачей перевозчику первого экземпляра накладной с соответствующими инструкциями. Правомерным распоряжение о переадресовке будет считаться только в случае, если оно не приводит к разделению груза, возможно для исполнения водителем в тот момент, когда он его получает, не нарушает ход нормальной работы перевозчика и не наносит ущерб отправителям и получателям других грузов. Все затраты, связанные с изменением маршрута, ложатся на плечи заказчика. 

Товар доставлен, а оплаты нет. Как действовать? 

В практике перевозчиков нередки случаи, когда в договоре на перевозку не указывается срок оплаты. И тогда исполнитель может ждать денег за свою работу месяцами. Но даже если срок расчётов не указан в договоре, перевозчики застрахованы от просрочек по выплатам законодательством. 

По закону заказчик обязан оплатить автомобильную грузоперевозку в течение семи дней со дня предъявления исполнителем требования об оплате. От перевозчика же требуется в течение десяти дней после завершения заказа выставить заказчику счёт с приложением остальных документов согласно договору.

«То есть, если сроки оплаты в договоре не прописаны, перевозчику нужно направить заказчику счёт и требование произвести оплату в течение семи дней с момента его получения. Если требование выполнено не будет, то исполнитель вправе отправить претензию и обратиться в суд, чтобы взыскать задолженность с неплательщика с учётом неустойки, если такая предусмотрена договором, либо с учётом процентов за пользование чужими деньгами в период просрочки оплаты», — поясняет Татьяна Солдатенко. 

Груз принимает не тот человек. Отдавать или нет? 

Ситуация: перевозчик приезжает к месту разгрузки, а там его встречает не тот человек, который указан в накладной в качестве уполномоченного принять груз. Например, в накладной — начальник склада, а встречает заместитель начальника. Что делать? 

Вопрос достаточно сложный. Согласно законодательству, перевозчик обязан доставить груз и выдать его уполномоченному лицу. Однако чёткого регламента того, как подтверждаются полномочия представителя, нет. 

«Доказательством полномочий может служить доверенность. Если она есть, то перевозчику обязательно нужно внимательно ознакомиться с ней, попросить копию или сделать фото. Если же доверенности нет, то, как гласит законодательство, «полномочия могут явствовать из обстановки». Если это кассир или продавец в розничном магазине, полномочия из окружающей обстановки определить легко. Но если это незнакомый склад, то возникают сложности и нелишним будет проявить осторожность и запросить письменные указания от заказчика перевозки насчёт того, как действовать в этом случае», — комментирует Татьяна Солдатенко. 

Реальный вес груза не совпадает с указанным в накладной. Чем чревато? 

Неточность в весе груза (фактическом и указанном в накладной) может сыграть злую шутку с перевозчиком, и отнестись к этому стоит очень внимательно. 

Лишний вес может привести к превышению допустимой грузоподъёмности грузового транспортного средства, а штраф за такое нарушение придётся платить перевозчику из своего кармана. Если же фактический вес груза меньше реального, то впоследствии водителя могут обвинить в недостаче. 

«Поэтому перед тем, как поставить свою подпись в документе, всегда следует сверять цифры на весах с теми, что указаны в накладной. Есть расхождения — требуйте внесения изменений в документ. При совершении международных перевозок ответственность за неточность информации о массе груза в накладной несёт грузоотправитель. Он же должен возместить расходы перевозчику на проверку веса груза и его количества. В таких доставках несоответствия массы чреваты ещё и проблемами на границе при декларировании товара. Поэтому не стесняйтесь проверять вес и требовать корректировок в накладной в случае несоответствия», — объясняет Татьяна Солдатенко. 

В ситуации, когда грузоотправитель по каким-либо причинам отказывается вносить правки в накладную, необходимо составить акт, зафиксировать в нём все выявленные расхождения, потребовать подписание акта заказчиком и внести отметку об этом в накладную. Несоответствие реальной массы груза той, что указана в накладной, — законное основание для отказа в перевозке. 

Если заказчик отказывается действовать в соответствии с регламентами, определёнными законодательством, от такой перевозки лучше отказаться. 

«Помните: принимая к поставке груз, вы, как перевозчик, принимаете и ответственность за него на всех этапах маршрута. Изучайте законодательство, тщательно проверяйте договоры, составьте план действий на случай спорных ситуаций, найдите юриста, к которому можете обратиться при необходимости и у которого можно быстро получить консультацию. Это поможет вам не поддаваться на давление заказчика в случае форс-мажоров и тем самым обезопасить себя от финансовых потерь и правовых проблем», — резюмирует директор представительства Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси Татьяна Солдатенко. 

Источник: av.by