Минэк выводит из тени рынок «красивых» номерных знаков. Что означают самые дорогие комбинации, какие преимущества они дают и зачем их покупают владельцы большегрузов?
Министерство экономического развития анонсировало законопроект, легализующий продажу «красивых» автомобильных номеров. Сегодня такие номерные знаки реализуются с помощью сложных и неочевидных схем: объём серого рынка оценивается в миллиарды рублей, и желание министерства вывести эту сферу из-под полы вполне объяснимо.
Уже в следующем году в России должна появиться база свободных госномеров, доступ к которой можно будет получить через портал Госуслуги. Пользователи портала смогут выбрать понравившийся номер и оплатить пошлину (её размер будет зависеть от «красоты» номера) прямо на сайте, а затем – получить номерной знак в местном отделении ГИБДД. Самые популярные (и, следовательно, самые дорогие) сочетания букв и цифр будут продаваться на аукционах.
Предложенная Минэком тарифная сетка привязана к количеству повторяющихся символов. Предполагается, что региональные власти смогут вводить повышающие коэффициенты и увеличивать размер пошлин в 10 раз; таким образом максимальная возможная стоимость знака составит 6 млн. рублей.
Номерные знаки: серии и значение
«Красивые» номера (иногда их также называют блатными) можно поделить на две категории.
Первая - ведомственные номера, выдававшиеся чиновникам, высокопоставленным сотрудникам ведомств, госслужб и силовых структур. В интернете можно найти массу информации о принадлежности тех или иных номеров. К примеру, машины с номерами ААА97 или АМР97 чаще всего действительно принадлежат сотрудникам администрации президента, чиновникам и депутатам, а АММ150 – сотрудникам МВД и Следственного комитета Московской области.
В народе ходят слухи о значениях буквенных аббревиатур некоторых дорогих номеров. Например, АМР означает «авто-мото разбойник», а ЕКХ (в Москве эта серия выдавалась машинам ФСО) – «еду, как хочу». На самом деле такие расшифровки не имеют ничего общего с действительностью. Серии номеров для госслужб и учреждений специально никто не подбирал, а когда машины автопарков вставали на учет, номера той же серии продолжали выдавать обычным автовладельцам. Впоследствии водители привыкли к тому, что на дорогих машинах с мигалками часто можно увидеть номера определенных серий, и на эти номера возник спрос. Поэтому сегодня наличие «красивого» номера вовсе не означает, что за рулём находится министр или депутат.
Не все номерные знаки можно найти в свободной продаже: если верить информации из открытых источников, приобрести номера серий АМР97 или ЕКХ97 в Москве практически невозможно. Менее престижными считаются сочетания попроще, например МММ77 (устанавливались на служебные авто московского МВД): купить их совсем несложно.
Вторая категория – красивые сочетания цифр и букв. К ней можно отнести короткие слова из трёх букв (например, КОТ или ВОР), комбинации, отсылающие к каким-то значимым для владельца числам (высоким спросом пользуются номера регионов, а также номер агента 007 Джеймса Бонда). Недешево стоят номера с тремя одинаковыми цифрами: самый популярный из них – три семёрки. Тремя шестёрками покупатели интересуются значительно реже: бытует мнение, что число 666 привлекает неприятности.
В интернете можно найти нумерологические статьи по расшифровке значений госномеров. Их авторы ассоциируют цифры и буквы с энергиями инь и янь и составляют «психологический портрет» машины с конкретным номером – забывая о том, что в процессе эксплуатации он может смениться не один раз.
Покупатели «красивых» номеров преследуют две цели: получить привилегированное отношение со стороны дорожной инспекции и произвести впечатление от других участников дорожного движения. Второй цели достичь несложно, а с первой часто возникают проблемы.
— Никаких привилегий номера не дают. В некоторых случаях такой номер, наоборот, может внушать нечистому на руку гаишнику больший соблазн остановить авто. Логика простая, раз нашел деньги купить номер, значит есть деньги откупиться за правонарушение, – рассказывал в беседе с журналистом «Комсомольской правды» глава петербургского отделения Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов.
Некоторые покупатели идут на хитрость и приобретают номерные знаки с «блатными» буквами, но принадлежащие другому региону. К примеру, номера серии АМР50 (относящиеся к Московской области и не имеющие к правительству никакого отношения) можно купить по сравнительно невысокой цене. Правда, инспектора ГИБДД они вряд ли впечатлят.
Красота – это страшная сила
Часто ли перевозчики покупают красивые номера для своих большегрузов? С этим вопросом мы обратились к Сергею Петухову, дальнобойщику и энтузиасту тюнинга, летом прошлого года получившему две награды на международном трак-шоу в Финляндии.
— У нас, в Якутии, такие номера на грузовиках встречаются очень часто, – рассказал нам Сергей. – Я тоже ставлю их на свои грузовики. У красивой и аккуратной машины должны быть красивые номера! У моего друга из Иркутска 15 или 16 машин, рефов Volvo, они ходят на Китай. Все его машины – с такими номерами: есть 888, 999, несколько 555, 001.
По словам Сергея, в Якутии водители грузовиков и спецтехники зачастую используют номера, совпадающие с мощностью силового агрегата. Машины с красивыми номерными знаками популярны и в других регионах: дальнобойщик рассказал нам, что часто встречает их на дорогах Дальнего Востока и Сибири.
— Дело, конечно, не в блате: какой может быть блат на грузовой машине? Это в Москве АМР стоят бешеных денег, а у нас всё проще, – объясняет водитель. – На моей машине стоят 222 номера, а серия СЕМ, она ни о чем не говорит. Эти номера у меня давно, они стояли на моей легковушке, затем «переехали» на КАМАЗ, а потом на мою первую американскую Volvo.
Мне предлагали поменять номера, предлагали номер 700 – по количеству лошадиных сил. Но я отказался. Почему? Просто не захотел менять, пускай мои остаются. А то номера поменяю – и машина по-другому пойдет. Пусть едет по накатанной!
Далеко не всегда водителям большегрузов приходится отдавать большие деньги за красивые номера – иногда они получают их совершенно бесплатно. В группе «Посвящается Дальнобойщикам» есть фотоальбом, в котором собрано более полутора сотен фотографий машин с такими номерными знаками. Некоторые из них принадлежат муниципальным предприятиям; очевидно, что они достались автопаркам случайно.
Выходит, что любовь к красивым номерам не чужда и водителям грузового транспорта. Сергей Петухов уверен: если Минэк доведёт начатое до конца и запустит онлайн-сервис по подбору номерных знаков, им будут пользоваться и дальнобойщики. Осталось только дождаться: подготовленный министерством законопроект должен вступить в силу 1 января 2021 года.