Время роскошной кубинской автостарины подходит к концу. Особенно это заметно по коммерческому транспорту. Любимая нашими туристами старая американская и советская техника все чаще уступает место новой китайской. Хотите увидеть остатки былой роскоши — успевайте.
Нынешнему положению Кубы не позавидуешь. Поколение 50+ еще помнит помощь СССР, русский язык и наши автомобили, особенно грузовые. Гораздо меньший процент тех, кто в курсе, что современная Россия в десятых годах 21 века простила Кубе долг в 32 миллиарда долларов. Кубинцы считают, что мы бросили их в непростое время, но туристам из России рады.
На смену советско-кубинской дружбе пришел коммерческий китайско-кубинский проект «Один пояс — один путь». Китайцы ведут бизнес с Гаваной так, что кубинцы во всем постепенно становятся зависимыми от своего партнера: локомотивы, энергетика, химия, легкая промышленность, запчасти и автомобили — все это производства КНР. И никаких списаний долга. Максимум, его реструктуризация, чтобы еще сильнее сжать «дружеские» объятья. Автобусы от Yutong Bus, грузовики и тягачи от Sinotruk, тракторы YTO, такси Geely. Есть и другие китайские марки, но эти встречаются на дороге чаще.
Новые легковые автомобили для местного населения дорогие, поэтому 30‑летние «Жигули» на местном рынке стоят в районе 20 тысяч долларов. Если запчасти для наших «Жигулей» и «Москвичей» попадают на Кубу при помощи кубинских челноков, я летел с ними из Москвы, то с грузовым ассортиментом все обстоит сложнее. Особенно с американскими моделями. Любой Chevrolet Viking 40, грузовик, попавший на остров до введения против Кубы американского эмбарго, только внешне Chevrolet. Под крышкой капота такая техническая мешанина, что разобрать, как стыкуется советский радиатор с китайским мотором и неизвестно какой коробкой передач, не всегда возможно.
Частая картина на Кубе — под капотом дредноута типа Chevrolet Bel Air конца 50‑х вместо родной V-образной «восьмерки» объемом 4,6 л стоит двухлитровый мотор от корейской малолитражки. Внешне выглядит нарядно, на что и рассчитано. Владелец такого автосимбиоза, Эрнесто, покатал на своем конструкторе от отеля в Варадеро до Гаваны и обратно. Ехали, естественно, не быстро.
Здешние советские грузовики напоминают наш автопарк начала 90‑х, когда любой автомобиль старался нести на себе тюнинг в виде трехлучевой звезды. Судя по увиденному, здесь в ходу шильды от Hino. Большое количество МАЗ-504, ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131 украшены логотипами японского Hino. Говорят, что на местный рынок в свое время была завезена партия японских грузовиков этой марки. Почему от них остались только таблички и куда делась техника — непонятно. Возможно, что наши простые карбюраторные моторы оказались долговечнее дизельного впрыска? Еще пример. Школьный автобус на шасси американского International 3800. Он принадлежит местной реформатской пресвитерианской церкви, если верить надписям на бортах. На кузове видны следы ремонта, облицовка радиатора тоже явно неродная. На ее передней кромке значок Freightliner, чуть ниже опять клеймо Hino, только от современной гаммы.
Кубинцы изо всех сил стараются поддерживать советский коммерческий транспорт в надлежащем виде. Надстройки уже местной сборки, однако аутентичных грузовиков с еще деревянными бортами тоже хватает. Сугубо затейливые рыдваны на глаза туристам попадаются уже не так часто. Если мотор отходил свое, его меняют на тот, что удалось подобрать, а подбор сейчас тоже в основном китайский. Издалека мне показалось, что это модификация ГАЗ-53, но только издалека. Вблизи оперение капота было явно больше и длиннее, чтобы там поместился неопознанный рядный дизельный двигатель. Шасси «газона» при этом очень напоминало ЗиЛовское. Тема глубокого тюнинга была продолжена в кабине: рулевое колесо от самосвала Sinotruk, чуть ниже КАМАЗовская «гитара». Надстройка для перевозки кукурузы своя, самодельная. Водитель Рамон пояснил, что счастлив от того, что работает на «советской» машине. Это наглядно видно по окрасу кабины. Обычно местные красят грузовики в яркие цвета, а здесь почти заводской колер.
Другой пример. На сафари в один из местных парков нас доставил на ЗиЛ-131 Марио, лучший водитель Кубы, по характеристике гида. Лучезарный Марио при этих словах чуть сильнее надавил на газ, желая делом подтвердить слова переводчика, однако характерно зиловского рыка мотора не последовало. У грузовика пятнистой расцветки с тряпочным тентом над неродным кузовом сердце тоже неродное, китайское. Марио с гордостью показал мне простой старый шестицилиндровый дизельный Yuchai с двумя воздушными фильтрами, по одному на каждые три цилиндра. Обычно такие моторы используются на фронтальных погрузчиках, но здесь он сгодился для грузовика.
Поменял мотор шофер исходя их экономических соображений. Гид объяснил, что раньше, когда на Кубу горючее из Венесуэлы по дармовым ценам поставлял Уго Чавес, бензиновый ЗиЛ не особенно беспокоил Марио. Чавеса уже давно нет, литр бензина стоит в районе $1. Солярка чуть дороже, но и расходует ее развлекательный грузовик Марио гораздо меньше. Улыбчивый сын острова Свободы кивал на наклейку RUS в кабине, словно говоря, что смена мотора машине пошла только на пользу. Увы, но нового российского дизельного ЗиЛ Марио не дождется. Как и мы.
Да, я не сказал о главном, том, зачем сюда летят наши туристы зимой! Карибское море по-прежнему теплое, в отеле кормят нормально. Пальмы как в кино, ром такой же бодрящий, как во времена коллег киношного Джека Воробья или всамделишного Хемингуэя. И автомобили пока еще радуют фанатов своим антикварным внешним видом. Хотя эта романтика с каждым годом все больше вымывается с острова Свободы.