В сентябре 2013 года в Швеции стартовало производство новых грузовиков Volvo семейств FL, FE, FM и FMX с моторами уровня Евро-6. Для знакомства с ними был организован двухдневный тест-драйв на территории демо-центра, дорогах общего пользования и в карьере близ Гетеборга. Об участии в этом интересном мероприятии - рассказ Александра Трохачёва.
FLагман легкой гаммы
Нет нужды перечислять все фирменные достоинства шведских "викингов" от Volvo Trucks: они никуда не делись, и новый развозной FL - не исключение. Тот факт, что именно эту модель выбрали в качестве основного транспорта самые известные компании говорит сам за себя.
У обновленной техники скандинавского производителя линейки "Евро-6" много интересных особенностей. Прежде всего, это свежий дизайн в едином корпоративном стиле. Измененные фары встроены в трехсекционный бампер с угловыми сегментами из стали, где пристроены и круглые противотуманки. Решетка радиатора черного цвета стилистически объединена с верхней "губой" бампера. Фирменный логотип "переехал" под ветровое стекло, площадь которого визуально увеличивает накладка из матовой пластмассы. Заказчикам доступны кабины трех типов: трехместная короткая дневная, удлиненная двухместная со спальным местом и двухрядная на 7 человек.
Volvo FL 2013 года получил базовый 4-цилиндровый дизель D5 рабочим объемом 5,1 л с двумя вариантами мощности: 210 л.с. (800 Нм) и 240 л.с. (900 Нм). Новым для FL является и 6-цилиндровый D8 объемом 7,7 л, так же с двумя настройками мощности: 250 л.с. (950 Нм) и 280 л.с. (1050 Нм). Оба мотора тяговиты на низких оборотах и полностью отвечают запросам перевозчиков, эксплуатирующих свои машины в городской черте и близком пригороде. Примечательно, что топливный "аппетит" этих агрегатов уровня "Евро-6" вполне сравним с "аппетитом" двигателей "Евро-5". Доступные трансмиссии: 6- и 9-ступенчатая "механика", а также автоматические коробки Volvo I-Sync и Allison.
В стандартное оснащение обновленных FL теперь входит электронная система стабилизации курсовой устойчивости (ESP). Улучшена компоновка приборов. Сиденье получило усиленный каркас. За счет применения колес меньшего диаметра уровень кабины понизился на 5 см, что упростило посадку и высадку. Круговой обзор улучшен за счет возможности установки дополнительных боковых, задних и нижних дверных окон.
Еще одна хорошая новость:
Volvo предлагает клиентам 12-тонную версию Volvo FL с самым мощным в сегменте 240-сильным 4-цилиндровым двигателем, автоматизированной трансмиссией I-Sync и уменьшенной собственной массой (на 500 кг меньше, чем у такого же грузовика с 6-цилиндровым мотором).
Интересно, что по цене новый FL привлекательнее, чем выпускаемый в настоящее время 12-тонник.
Надо сказать, что новые шведские грузовики не только хорошо выглядят, но и прилично ездят. В ходе теста в районе с имитацией плотной городской застройки FL легко сдал экзамен по маневренности. Даже с базовым двигателем и при загрузке в 3/4 от максимальной грузовик не чахнет на подъемах и не разочаровывает разгонной динамикой. Выдающейся ее, может, и не назовешь, но для развозного трудяги она вполне приемлемая. Уровень комфорта и эргономики очень приличный, и общее впечатление от новинки -крайне позитивное.
FEноменальный "скандинав"
Шведы называют Volvo FE идеальным городским доставщиком грузов, хотя он ориентирован также и на региональные перевозки на малом и среднем плече. И если "младший брат" FL доступен только в двухосном исполнении 4х2 полной массой 12-18 т, то у FE выбор колесной формулы и диапазон полной массы заметно шире: 4х2, 6х2, 6х4; масса - 18-26 т. Выбор кабин тоже под стать.
Экстерьер приведен к общему знаменателю Volvo Trucks, и порой отличить FE от FL можно только по шильдику на капоте. Хорошо это или плохо, судить не берусь - транспортники сами разберутся. Но вот то, что дизайнеры не оставили на фронтальной панели места для логотипа компании-владельца - однозначно не лучшее решение. Зато к интерьеру FE претензий нет: он улучшен и как никогда прежде хорош - прослеживается забота о водителе.
Моторный отсек может быть занят одним из трех вариантов уже упомянутой новой рядной "шестерки" D8: мощностью 250, 280 и 320 л.с. с пиком крутящего момента соответственно в 950, 1050 и 1200 Нм. Главная особенность мотора - способность развивать высокий крутящий момент при низких оборотах, что дает реальную экономию топлива. Потребление ДТ оптимизировано также за счет применения системы избирательной каталитической нейтрализации SCR и турбины с изменяемой геометрией.
Коробки передач у FE те же, что и у FL: 6- и 9-ступенчатые механические, 6-ступенчатые автоматические I-Sync и Allison, плюс роботизированная I-Shift. При этом "автомат" может быть адаптирован под условия конкретных транспортных задач компании-перевозчика. В "базе" здесь так же предлагается система ESP, помогающая в сложных дорожных условиях сохранить курсовую устойчивость автомобиля.
В динамике новый Volvo FE не разочаровал. Посадка за рулем и обзорность хорошая. На ходу ничего не скрипит и не дребезжит. Руль в меру тугой. Все основные кнопки и клавиши находятся в доступной зоне. В разгонном режиме двигатель кажется шумноват, но на холостом ходу и при езде без дополнительной нагрузки нареканий не вызывает. Полочки и кармашки удобны, все самое важное под рукой. Достойная машина!
Отметим также, что
новый Volvo FE вышел на рынок с широким перечнем допсервисов. Основная идея такая: перевозчик концентрируется на эксплуатации машины, а заботу о ее техническом состоянии доверяет поставщику.
Volvo Trucks предлагает максимальное время эксплуатации при минимуме простоев, обеспечиваемое, в частности, "Золотым сервисным контрактом" с высшим уровнем обслуживания. Не знаю, как в Европе, но у нас такая практика пока еще не носит массового характера.
FM, но не радиостанция!
Премьерный показ новой "эф-эмки" состоялся в апреле прошлого года на выставке коммерческого транспорта в Бирмингеме. В сентябре началось производство Volvo FM для европейского рынка, а через год планируется начать его выпуск на заводе Volvo Group в Калуге, таким образом, у потенциальных клиентов есть время к нему присмотреться. Этот специалист посредним и дальним дистанциям был полностью обновлен, начиная с кабины (всего шесть вариантов) и заканчивая силовой линией, включающей экономичные моторы Евро-6.
Новинка в модельном ряду - версия 8х2 с тремя управляемыми мостами. Крое того, FM по-прежнему доступен с колесной формулой 4х2, 6х2 и 6х4. Машины получили модернизированную подвеску, новые ведущие мосты, а шасси теперь лучше приспособлены для монтажа кузовных надстроек. Стиль обновленного FM максимально приближен к стилю флагманского FH, включая расположение эмблемы Volvo Iron Mark под ветровым стеклом.
Главные электронные новшества - система динамического управления Volvo Dynamic Steering (VDS) и комплекс I-See, позволяющий экономить до 5% топлива за счет умения распознавать рельеф местности.
На борту также может быть установлена телематическая система контроля состояния узлов и агрегатов автомобиля. Опционально доступно приложение My Truck ("Мой грузовик"), дающее водителю возможность расширенного управления различными функциями. Также в качестве опций доступны биксеноновые фары, беспроводной пульт ДУ для контроля веса груза и его равномерного размещения и система Forward Collision Warning с функцией предупреждения о возможном столкновении.
Хотя по габаритам кабина FM осталась прежней, рабочее место улучшилось с точки зрения безопасности и эргономики (в частности, смещение гнезда зажигания ближе к приборной панели увеличило пространство для ног водителя), а вещевых отделений теперь больше. Спинка нового сиденья стала тоньше на 10 мм, что увеличило зону отдыха, улучшены поясничная поддержка и боковой упор. Для максимального удобства кресло наклоняется вперед на дополнительные 4о. FM получил новую комбинацию приборов с наклоном в сторону водителя, а также многофункциональное рулевое колесо с кнопками управления круиз-контролем, телефоном, навигатором и системой Dynafleet.
Новый FM оснащается 11- и 13-литровыми двигателями Евро-6 с усовершенствованной системой SCR. Моторы D11 обладают мощностью 330-450 л.с., а D13 - 420-500 л.с. В пару к ним предлагаются на выбор четыре коробки передач: 9- и 14-ступенчатые механические, 12-скоростная роботизированная I-Shift и гидромеханическая Powertronic.
Скажу честно, несмотря на то, что в ходе теста мне довелось управлять разными версиями Volvo FM, ощутить реальной помощи от новой системы динамического рулевого управления VDS я не смог. Но быть может, в этом и есть смысл ее присутствия? Скажем, воздух мы тоже не видим, но ведь мы им дышим: В любом случае управлять даже автопоездом габаритной длиной 25,25 м оказалось несложно, и в этом тоже заслуга последних технических новшеств made by Sweden.
FMX: "Карьерист" без каски
Второе поколение строительной гаммы FMX дебютировало на весенней выставке Bauma в Мюнхене, а в начале лета было показано в Москве. Оно вобрало в себя ряд изменений, нацеленных в первую очередь на улучшение условий труда водителя: усиленный каркас, более удобное рабочее место и т.д.
В числе инноваций - знакомая по FM система VDS, позволяющая водителю прикладывать меньше физических усилий при работе рулем. Она снижает нагрузку на мышцы рук, шеи и спины. По сути, это дополнительный усилитель, позволяющий управлять груженым FMX практически одним пальцем. Ценное достоинство системы - автоматическая центровка при движении задним ходом. И если на магистральных маршрутах за рулем FM в полной мере оценить эффективность VDS сложно, то в карьере польза от новинки налицо. Единственный нюанс: VDS недоступна для грузовиков с двумя управляемыми передними мостами (8х4 и 8х6).
Другая инновация FMX - задняя пневмоподвеска, повысившая комфорт движения и проходимость за счет более высокого клиренса в 300 мм. Она применяется на седельных тягачах в исполнении 4х2, 6х4 и 8х4. Внутри задней тележки размещен стабилизатор поперечной устойчивости, а все элементы подвески за последним мостом защищены. Volvo FMX в версии 8х4 можно заказать с трехосной тележкой и управляемым подруливающим мостом с гидравлическим приводом, причем мост является еще и подъемным.
Внешние отличительные черты нового FMX: более крупная эмблема Volvo Iron Mark, трехсекционный укороченный бампер, буксирная проушина из литого чугуна с нагрузкой до 32 т и фары новой конструкции с дневными ходовыми огнями. Кабина стала просторнее, в ней больше вещевых отсеков и точно такое же кресло водителя, как на FM. Мультифункциональный руль, комбинация приборов и ряд компоновочных решений тоже перекочевали сюда от "эф-эмки". Здесь так же есть большой информационный дисплей и универсальный модуль с поддержкой различных средств управления.
Второе поколение FMX поступает на рынок с теми же 11-литровыми моторами Евро-6, что и у FM: мощностью 330-450 л.с. А вот 13-литровые имеют другие настройки и обладают отдачей в 380-540 л.с. Для стран за пределами ЕС будут доступны моторы экологического класса Евро-3, Евро-4 и Евро-5. В пару к новым двигателям ставят автоматическую трансмиссию I-Shift. Она обеспечивает точное переключение без задержек и плавный ход. Одна из ее особенностей - возможность использования в сочетании с ведущим передним мостом All Wheel Drive. А в числе прочих достоинств - увеличенный до 450 тыс. км интервал замены масла.
На тест-драйве приятно удивила проходимость FMX на ухабистой грунтовке.
Дело в том, что в ходе обновления модели управляемый был мост смещен на 100 мм вперед, что увеличило угол въезда. Вместе с этим шведские конструкторы перенесли в более защищенное место поперечную рулевую тягу. По просьбе перевозчиков передний ведущий мост доступен на тягачах с колесной формулой 4х4 и шасси с кузовной надстройкой в исполнении 4х4, 6х6 и 8х6.
Фото: Александр Трохачёв