Запах круасанов и кофе раздается по округе и маленький дизельный фургончик жужжит по узким мощеным улочкам, и вот уже он подъезжает, чтобы забрать очередной утренний заказ: Но, странно, почему на радиаторной решетке автомобиля красуется немецкая звезда Mercedes-Benz, а не французский ромб Renault? Да потому, что это первый для Daimler AG переднеприводный компактный коммерческий городской автомобиль класса "M" - Mercedes-Benz Citan. На российский лад эта разновидность машин называется "каблучок" или "пирожок", в зависимости от региона большой страны. И сразу можно сказать, что данная модель - действительно уникальный, небывалый доселе автомобиль.
В истории немецкого автопроизводителя уже имеются компактные грузовые модификации, в частности на базе В-класса. Однако та модель пугала потенциальных покупателей ценой и нередко клиенты предпочитали доплатить, чтобы приобрести более серьезную Vito, немало представителей которой сейчас рассекают по дорогам России. Так что можно смело говорить, что до появления Citan у Mercedes-Benz никогда не было компактного развозного фургончика на 500-800 кг грузоподъемности. В то же время, новая стратегия, которую автомобилестроительный концерн Daimler принял для своего коммерческого подразделения, предполагает, что производитель должен предложить клиентам абсолютно любую технику для доставки товаров. В свете новой политики такая массовая ниша, как М-класс (ни в коем случае не путать с внедорожником М-класс за 3 млн. рублей), где конкуренты ежегодно продают сотни тысяч автомобилей и зарабатывают гигантские деньги, ни в коем случае не могла пустовать.
Внешность
Экстраординарные способности или глубокие знания модельных рядов европейских автопроизводителей не нужны, чтобы увидеть большое сходство немецкого Citan с французским Kangoo. Mercedes-Benz даже ключ зажигания получил от компании Renault. Но все же это абсолютно новый автомобиль.
Таким образом в 2010 году мир узнал о стратегическом соглашении Mercedes-Benz с альянсом Renault-Nissan, согласно которому немецкий автопроизводитель с французскими коллегами начал совместную работу над несколькими новыми моделями. В феврале 2012 года появились первые изображения компактного фургона. И
Citan стал первым плодом сотрудничества Mercedes-Benz с альянсом Renault-Nissan, который фактически создали на базе уже существующего, и довольно успешного, автомобиля Renault Kangoo.
Забегая вперед, мерседесовцы успешно позаимствовали опыт, но при этом поработали над перелицовкой. Триумфальный всемирный дебют состоялся в апреле 2013 года на промышленной выставке в Ганновере. Ну а к началу 2014 года автомобиль, проделав долгий путь, добрался до российского города Минеральные Воды, где Avto25.ru и удалось провести тест-драйв Mercedes-Benz Citan.
Интересно, что компания практически одновременно включила в свой прайс-лист для нашей страны сразу две коммерческие модели, кроме нашего сегодняшнего героя - это Sprinter Classic российской сборки. Но это так, к слову о том, что Citan не просто построили на платформе Kangoo, его даже собирают на одном и том же заводе во Франции. Так что запах круасанов в салоне обязательно должен присутствовать, а новый Mercedes теперь без боязни быть осмеянным можно назвать "французским автомобилем". Тем не менее, сборка машины на предприятии, где производят Kangoo, идет все-таки по выделенной линии, а в Daimler заявляют, что машина по своим характеристикам совсем не похожа на своего соплатформенника и является истинным немцем.
И, как следует из сказанного выше, Mercedes-Benz Citan, как и Renault Kangoo, предлагается в различных конфигурациях: фургон, грузопассажирский фургон и Mixto (исключительно пассажирский вариант). Кроме количества посадочных мест, машины этой модели отличаются между собой и по размеру, и по грузоподъемности. Может быть разной длина: 3940 мм в компактном варианте, средняя модификация - 4320 мм и 4710 мм - самая большая версия. На тест-драйв нам, к великому сожалению, достался самый дешевый, маленький и "пустой" фургончик, еще и красного цвета. Хотя очень хотелось бы прокатиться на "заряженной" версии этой машины. Как сказал представитель дилера, мерседесовцы, что называется, волевым решением предоставили им именно этот автомобиль.
В целом, даже этот вариант Citan позволил оценить внешность автомобиля исключительно положительно. С французским образцом его можно спутать настолько же, насколько любой седан от Mercedes похож на автомобиль того же класса у BMW.
Архитектура читается четко - это такой же максимально "кубический", а значит практичный, простой и удобный кузов. Но так и должно быть в автомобиле, конструкцию которого можно назвать идеальной для данной разновидности транспортных средств.
Главные отличия Citan от Kangoo невооруженным глазом заметны в оформлении передней части. Не только огромной мерседесовской звезде (с помощью которой дизайнеры, видимо, хотят убедить любого слепого скептика, и даже самих себя в принадлежности модели компании Mercedes-Benz) на традиционной массивной радиаторной решетке, но и в бампере из черного пластика,в изящной оптике, в других отдельных маленьких элементах.
Интересно, что Mercedes-Benz Citan обладает не слишком выдающими показателями безопасности: краш-тесты Euro NCAP - три звезды. Тестировался минивен, практически сразу после дебюта в 2013 году. Увидев такие неудовлетворительные оценки, компания попросила перепроверить показатели и сумела тем самым добиться четырех, чуть менее скромных, звезд.
Салон
Интерьер реально поразил простотой и практичностью, здесь все сделано как-то не по-мерседесовски. Отличий от Kangoo много - это и измененная приборная панель, и совершенно иное торпедо и, естественно, более дорогие и качественные материалы. Однако, первый взгляд в салон автомобиля навеял устойчивое ощущение присутствия элементов от Renault Logan или даже Lada Largus.
И все же, можно отметить, что
конструкторы компании Mercedes-Benz еще никогда в своей истории не использовали такие недорогие для самих себя материалы.
Бесспорно, пластик, который характеризуется не иначе, как глухой и жесткий, - это расплата за то, что Citan еще долгое время будет оставаться самым дешевым автомобилем немецкой марки. То же можно утверждать о совсем скромной начинке - магнитола в нашей версии отсутствовала, электропакет имелся, но все кнопки управления им показались какими-то маленькими и невзрачными, рычаги поворотников и стеклоочистителя максимально упрощены и находятся на одной, левой стороне, водительское кресло и руль никак не регулируются (причем баранка частично перекрывает обзор щитка приборов). К сожалению, только после выхода этой статьи мы сможем узнать, каково это сидение при длительной эксплуатации в условиях трассы. Для начала, посадка показалась весьма удобной, несмотря на то, что спина размещается достаточно вертикально.
Зато весьма примечателен грузовой отсек. Боковая дверь - сдвижная, как в традиционных российских маршрутках "Газелях". Это, впрочем, упрощает погрузку и разгрузку, особенно в узких местах. Задняя дверь умеет открываться на 180о, что мы неожиданно опробовали при помощи сильного ветра на горе Змейка. Она распахнулась, но никаких повреждений не получила. Объем грузового отсека - до 3,8 м3, туда вполне войдет небольшой диван, а вот кресло от него придется везти вторым рейсом. Нельзя не уточнить, что пассажирская модификация предлагает ряд задних сидений для трех взрослых людей, который складывается и получается идеально ровный пол. Вот это уже машина для всей семьи, и настоящая рабочая лошадка.
Ходовая
Технические изменения оказались еще более существенными. Немцы установили на машину собственную, доработанную в Штутгарте, подвеску. Автомобиль построен на платформе со стойками Макферсон впереди и скручивающейся балкой сзади. Расстояние между осями разнится также, как длинна кузова. Это позволяет Mercedes Citan соответствовать задачам, которые ставят перед ним производители. По клиренсу можно сказать одно - автомобиль достойно справился с дорогой к камнеобрабатывающему заводу на горе Змейка, даже на разбитом оползнями повороте, где автор не стал бы рисковать и развернул тестируемую машину любого класса, немец проехал без проблем.
По маневренности и комфорту подвески фургон явно прописывается в игроки высшей лиги.
Даже с пустым кузовом он показался весьма мягким. Дорогу с точки зрения управляемости он держит весьма уверенно. Согласно имеющимся в интернете отзывам о Mercedes-Benz Citan, в отличие от Kangoo, этот автомобиль значительно меньше кренится, руль четче отвечает на действия водителя и на все команды машина реагирует с завидной быстротой. Хотя, на фоне имени данной марки каких-либо выдающихся характеристик не отмечено.
Двигатель и трансмиссия
Линейка двигателей позаимствована. Под миниатюрной крышкой капота тестировавшегося нами автомобиля был скрыт 75-сильный турбодизель. Ничего напоминающего о том, что этот агрегат имеет отношение к славному германскому семейству моторов, нет. Однако вскоре, как поделился со мной представитель дилера, этот же "товарищ" может оказаться в прайс-листе A-class. И он вполне этого заслужил. Данный двигатель ни сколь нешумный, достаточно мощный, чтобы с легкостью разгонять автомобиль до крейсерской скорости в 110 км/ч и без напряжения поддерживать ее. Это говорит о высоком потенциале, которым, по всей видимости, обладают и другие моторы. Кроме данного агрегата к Mercedes-Benz Citan предлагаются еще три: два дизельных 90 л.с. и 110 л.с., а также бензиновый 114 л.с. (последний является новинкой конца 2013 года и на него еще даже не опубликованы цены, но заказывать его, вроде бы, уже можно).
Дополняются эти двигатели 5- либо 6-ступенчатой механической коробкой передач. Автомата нет. По уровню выбросов в атмосферу вредных веществ, все моторы соответствуют нормам Евро-5, а при установке пакета эко-технологий BlueEFFICIENCY характеризуются не только чистотой, но и экономичностью, съедая на 100 км пути по трассе и городу всего лишь до 4,6 л топлива. Да, динамика автомобиля не слишком поразила, но ее вполне хватало, и в целом для коммерческого транспорта больше важен именно расход и проходимость.
Цены и комплектации
Чтобы возить свои грузы на новом компактном коммерческом автомобиле под маркой Mercedes-Benz придется раскошелиться минимум на 866 000 рублей, ну а семейная версия выйдет аж 936 000 рублей. Причем в Южном регионе данное вложение точно назовут не иначе, как "расточительство", поскольку в минимальной комплектации нет даже кондиционера. Зато в комплектации машины есть шесть подушек безопасности, система стабилизации и сдвижная дверь справа. За остальные опции можно доплатить, если понравился вариант именно с этим двигателем. Кондер, как прозвучало, обойдется около 60 тыс. рублей. На официальном сайте Mercedes крайне мало информации об этой модели, поэтому другие подробности вы можете узнать из таблицы, приведенной ниже:
Конкуренты
Получается, что Mercedes-Benz Citan представлен сразу в двух классах: фургон - "M" и минивэн - "L". Если для первого данный автомобиль является достаточно дорогим удовольствием, то во втором он будет чувствовать себя как рыба в воде. Так что лучше будем сравнивать его с другими фургонами, чтобы было интереснее и актуальнее.
На рынке в M-сегменте наибольшие проблемы немцам видимо будут доставлять их французские партнеры с, можно сказать, прототипом Citan - Renault Kangoo. Отличия есть, но их не так уж много, чтобы новый автомобиль заслужил признание, а предок отошел в тень. У нашего сегодняшнего героя дорого стоит именно имя бренда, хотя он, напомним, является самым доступным на сегодняшний день Mercedes. Данная машина все-таки больше имиджевая, нежели рациональная. Конкуренты похожи между собой, обладая одинаковыми характеристиками и по грузоподъемности, и по двигателям, при этом их цена ниже:
Итог
В итоге выбирать приходится только самому клиенту, который готов или не готов отдать деньги за бренд. Скажем, чтобы развозить арбузы или дыни такую машину использовать жалко. А вот если у вас имеются только сутки, чтобы доставить свежую минеральную воду из региона КМВ в какую-нибудь частную VIP клинику Москвы, и какой ценой это обойдется - не имеет значения, ведь клиент готов платить сколько угодно, то ничего надежнее и комфортнее, чем Mercedes-Benz Citan вы для себя не найдете. Есть, конечно, мнения, что недолго немецкий автогигант будет ставить такие эксперименты со своей модельной линейкой. Но с уверенностью можно говорить, что эту огромную звезду на огромной же радиаторной решетке, символизирующую честь самой легендарной автомобилестроительной марки Германии, данная модель не посрамит и покупатель для нее обязательно найдется.
Информация об автомобиле
Марка Mercedes-Benz
Модель Citan
Год выпуска 2013
Тип кузова фургон
Объем двигателя 1,5
Тип двигателя дизельный
Привод передний
Тип КПП МКПП
Руль левый
Мощность 75 л.с.
Модификация автомобиля 108 CDI Citan Фургон
Редакция Avto25.ru благодарит за высококлассную организацию тест-драйва компанию "КЛЮЧАВТО", официального дилера марки Mercedes-Benz в регионе Кавказских Минеральных Вод.
Фото: Владимир Медведев