Сами того не ведая, российские власти оказались втянуты, пожалуй, в самую крупную лоббистскую операцию за последние годы. Речь идет о снижении беспошлинной планки для зарубежных посылок с 1000 до 150 евро в месяц. Устав от заоблачных цен на импортный ширпотреб в российских бутиках, наши сограждане уже несколько лет отовариваются напрямую через зарубежные интернет-магазины. Перекрыть вентиль "внешпосылторга" - значит дать под дых отечественному среднему классу в самый разгар кризиса, уверены эксперты. И позволить заработать спекулянтам всех мастей. "Итоги" попытались ответить на сакраментальный вопрос: кому это выгодно?
Полным-полна коробочка
"Ассоциация коррумпированных интернет-торгашей", "Путин, сделай с введением лимита в 150 евро такую же жизнь, как в Германии!" - с такими лозунгами собираются идти 8 февраля на Болотную разгневанные фанаты интернет-шопинга. Организаторы в лице Общества защиты прав потребителей планируют собрать на московском майдане около 10 тысяч человек, но скромность заявки не должна вводить в заблуждение. За прошлый год, по оценкам экспертов, в Россию из-за рубежа пришло 35 миллионов посылок. Если перестать сравнивать любой митинг с "той самой" Болотной, нынешняя акция - первая, поводом для которой стали не "украденные выборы" или "узники совести", а вполне конкретная экономическая проблема.
Из-за чего же разгорелся сыр-бор? На самом деле эта проблема из разряда вечных. Дефицит качественных импортных товаров вовсе не исчез с отменой госмонополии на внешнюю торговлю, челноками, "черкизонами", торговыми центрами и мегамоллами. За 20 лет Россия не научилась производить ширпотреб или бытовую технику достойного уровня. Однако это не помешало ввести пошлины практически на все импортные товары в размере 15-30 процентов. Помимо этого, компании-импортеры уплачивают НДС, а также налог на прибыль, если таковая остается, не забывая про наценку производителя (о проблеме параллельного импорта "Итоги" подробно писали в № 41 от 14 октября 2013 года), свою наценку, ставку аренды (бешеную, если речь идет о Москве, Петербурге или Сочи), взятки, в конце концов. В итоге пальто от американской марки Tommy Hilfiger по пути к отечественному прилавку набирает в цене от 3 тысяч до 10 тысяч рублей, а большинство россиян продолжают ходить в китайских пуховиках, купленных на рынках.
Наша легкая промышленность тоже кое-чем удивляет зажравшийся Запад. "Когда мы вели переговоры по присоединению к ВТО, в числе прочих категорий товаров российского экспорта значились, к примеру, "девичьи пальто" и "телогрейки", которые поставлялись в США, - рассказывает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский. - Если говорить о наличии импортных таможенных пошлин на многие товары, то они необходимы прежде всего для защиты внутреннего рынка и национального производителя. Кстати, после присоединения РФ к ВТО большая часть этих пошлин постепенно снижается. Но
импортные пошлины у нас по-прежнему выполняют еще и фискальную функцию, тогда как в США и Европе бюджеты на этом не зарабатывают, а сами пошлины на промышленные товары довольно низкие - менее четырех процентов".
Более или менее обеспеченных граждан такое положение вещей, конечно же, не устраивало. Поначалу они потянулись затариваться в ОАЭ, Турцию и Китай, потом в Западную Европу и, наконец, самые продвинутые добирались до США, откуда увозили по несколько чемоданов, набитых брендовыми и дешевыми шмотками и смартфонами, конечно, куда же без них? Те, кому не хватало на билет до Нью-Йорка или Милана, делали заказы друзьям. Благо и сегодня самолетом можно беспошлинно ввезти на родину вещей на сумму до 10 000 евро или весом до 50 килограммов. В конце концов кое-кто начал делать на этом бизнес, либо давая стюардессам заказы на айфоны с их последующей продажей в полулегальных российских интернет-магазинах, либо оказывая услуги посредника и доставщика товаров, заказанных за бугром.
"Покупки за рубежом для большинства россиян - вынужденная мера, - говорит генеральный директор компании Shopfans Петр Шарапов. - За границей покупают в основном те, кто не может позволить купить себе это же в России из-за неадекватных цен. Также потребители покупают там товары, которые в нашей стране не представлены совсем".
Революция грянула с развитием электронной коммерции. Сначала западные бренды обзавелись сайтами, потом собственными интернет-магазинами, после чего появились (ясное дело - в Америке) онлайн-гипермаркеты вроде Amazon или Asos, которые сперва рассылали товары только по США, а совсем недавно распространили свою сеть почтовой доставки на весь мир, включая Россию. Тут заокеанским коробейникам пришлось близко познакомиться с "Почтой России". Ее, с позволения сказать, сервис взрастил целый логистический рынок частных почтовых компаний. В результате,
несмотря ни на какой кризис, количество частных трансграничных отправлений в нашей стране выросло с 5,6 миллиона до 22,5 миллиона штук за один год.
Цены сам платил немалые
Таможня долго не могла определиться со своим отношением ко всему этому безобразию. В конце 1990-х цена отсечения по беспошлинному ввозу посылок в Россию составляла 100 долларов в месяц, затем в 2004 году пошлины на посылки вовсе отменили вплоть до 2009 года, когда планку повысили до 10 тысяч рублей в день. С созданием Таможенного союза беспошлинный порог превратился в 1000 евро в месяц.
Работает эта норма следующим образом. Предположим, вы заказали доставку ноутбука, который стоит 1300 евро. Прежде чем вам его отдать, таможенники потребуют уплаты 30-процентной пошлины с суммы, превышающей лимит, или, если посылка оказалась тяжелее положенного 31 килограмма, то четыре евро за каждое лишнее кило. Итого отдать придется 90 евро. Но даже чтобы уплатить эту пошлину, вам придется пройти девять кругов ада, отстоять в очередях, собрать кучу документов, а в отдельных случаях обратиться к услугам таможенного брокера, само собой, не бесплатным. Примечательна в этом плане история пользователя ресурса Habrahabr.ru GoldSerg, который на свою голову заказал за границей 3D-принтер стоимостью 3000 долларов. После месяца скитаний по таможне его посылку в результате квалифицировали как коммерческий груз и так и не выдали владельцу.
Конфликт между крупнейшими мировыми почтовыми компаниями, в числе которых DHL, FedEx, UPS и другие, с ФТС, случившийся на днях, имеет почти те же корни. Дело в том, что 15 января Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении Всемирной почтовой конвенции, согласно которому прием, обработку, перевозку и доставку международных почтовых отправлений обеспечивают исключительно национальные почтовые администрации - в нашем случае это ФГУП "Почта России". В итоге все посылки, ввозимые частными почтовыми фирмами, стали квалифицироваться таможенниками как коммерческие грузы, которые нужно растамаживать по полной программе.
"С января 2014 года список документов для декларирования экспресс-грузов в адрес физлиц увеличился, - говорит вице-президент DHL Express по операционной деятельности в России Юрий Шевченко. - Новые правила породили большие очереди - с потоком отправлений перестали справляться". DHL и FedEx тут же отказались работать с нашей страной, после чего ФТС пошла навстречу и конфликт удалось отчасти уладить. При этом отменять решение о взимании пошлин со всего, что дороже 150 евро, власти не намерены.
"Зачастую причиной относительно высоких цен на импортные товары в России становятся не завышенные импортные таможенные пошлины, а действия таможни, - поясняет Алексей Портанский. - Даже после присоединения к ВТО наши таможенники при определении таможенной стоимости товара нередко продолжали отталкиваться от так называемой справочной цены товара, а не от контрактной, что противоречит не только нормам ВТО, но и Таможенному кодексу Таможенного союза. Понятно, что справочная цена чаще всего оказывается выше, следовательно, на товар начисляется неоправданно высокая пошлина. Должностные лица пользуются этим, так как редко какой бизнесмен будет обращаться в российский суд. Ему дешевле переложить эти расходы на конечного покупателя".
Тем временем администрировать пошлины у таможни получалось не очень хорошо. Наиболее ушлые покупатели заказывали по 3-4 посылки в месяц по 500 евро, и таможенники просто их не замечали. Поэтому планка в 150 евро в месяц, конечно, облегчает работу людям в погонах. Впрочем, затронет это жителей столиц и самых крупных городов. В российской провинции самым популярным зарубежным магазином является китайский taobao.com, там почти все товары по цене пять долларов за штуку. На 150 евро можно заказать пару набитых под завязку чемоданов.
Но зачем вообще нужно облагать пошлинами международные посылки? Во многих странах это делают для того, чтобы защитить местного производителя. В России же почему-то защищают местного перепродавца от: контрабанды. Глава ФТС Андрей Бельянинов как-то сравнил россиян, заказывающих посылки за рубежом, с челноками, с которых государство не получает ни копейки. Мол, россияне заказывают в иностранных интернет-магазинах не для своих нужд, а для все той же перепродажи.
Эксперты из Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), чтобы опровергнуть этот тезис, провели небольшой расчет. Так, даже если предположить, что контрабанда занимает лишь один процент от всего оборота, то выйдет 200 тысяч посылок. Предположим, что "контрабандисты" затарились по полной, то есть по 1000 евро за посылку. Получится 200 миллионов евро, что больше, чем годовой оборот AliExpress, а если два процента, то 500 миллионов, что уже больше, чем у eBay. А на эти два интернет-магазина приходится чуть ли не 80 процентов всех заказов из России.
"Российские власти любят приводить в пример Германию, где беспошлинный лимит установлен на уровне 150 евро, - рассказал "Итогам" глава НАДТ Александр Иванов. - Но это за посылку, а не за месяц. В этом плане нынешние 1000 евро в месяц мера куда более жесткая с точки зрения контроля за контрабандой, чем 150 евро за посылку. Ведь вы их можете заказывать хоть миллион штук в день, не заплатив никаких пошлин".
Не торгуйся, не скупись
В последнем послании Федеральному собранию Владимир Путин предложил использовать вырученные от регулирования интернет-торговли деньги на строительство доступного жилья молодым семьям. Вернее, для развития инженерной инфраструктуры на участках, выделенных под комплексную застройку. По оценкам Минфина, речь идет о 20-40 миллиардах рублей. Судя по всему, чиновники просто взяли оцениваемый экспертами объем рынка в 2,5-4 миллиарда евро и вычли из него 30 процентов пошлины, предполагая, что россияне с удовольствием будут платить новый налог, не снижая потребительской активности. Но эти расчеты далеки от истины.
Во-первых, надо понимать, что никакие пошлины россияне платить не будут, а просто перестанут заказывать товары за рубежом и либо начнут сами ездить за границу "шопиться", либо найдут другой способ купить импортные товары по западным ценам. Во-вторых, рынок настолько мал, что с него и стричь, как говорится, нечего. Так, по оценкам Александра Иванова из НАДТ,
реальный объем посылочной торговли около 0,7-1,2 миллиарда евро.
"Достаточно посмотреть на отчет ФТС, которая утверждает, что в Россию пришло в 2012 году около 22,5 миллиона почтовых отправлений, - говорит он. - Вычтем из этой суммы посылки между частными лицами, получим 20,5 миллиона. А потом заглянем в отчеты двух крупнейших поставщиков товаров по почте в Россию - eBay и AliExpress. За 2012 год первая отправила 9,5 миллиона посылок на 400 миллионов долларов, а вторая - 10 миллионов посылок на 240 миллионов долларов. Итого - не более 0,7 миллиарда долларов, а вовсе не четыре миллиарда, как некоторые оценивают".
Так что если после введения новых норм готовых платить пошлины останется хотя бы 20 процентов, то казна на этом заработает в лучшем случае четыре миллиарда рублей. Стоит ли игра свеч? Едва ли. Тем более что бюджет получает куда больше доходов от налогообложения логистических компаний. Если учесть, что доставка одной посылки стоит в среднем 45 долларов, то за прошлый год в казну от почтовиков должно было попасть чуть больше 6 миллиардов рублей.
Существует еще одна весьма экзотическая версия, почему вдруг чиновникам захотелось ограничить покупки россиян за границей. Дескать, отток капитала из России исчисляется в десятках миллиардов долларов, и надо его останавливать любыми способами.
"Подобные ограничения импорта не помогут спасти рубль от девальвации и уж тем более не приведут к снижению оттока капитала, - считает старший научный сотрудник Института "Центр развития" ВШЭ Сергей Пухов. - Деньги могут остаться в России, но они не будут тратиться в России. Потребители скорее начнут ездить за рубеж или же покупать наличную валюту. Для того чтобы началось импортозамещение, надо очень сильно девальвировать рубль, как это было в 1998 году. Но тогда эффект продлился лишь два года. В 2008 году вообще никакого эффекта не было".
Наконец, и с конкуренцией на этом рынке дела обстоят не лучшим образом.
В России за 2012 год потребители дистанционно (в том числе через Интернет) совершили 107 миллионов покупок. То есть выходит около 0,72 покупки на душу населения.
У лидеров, Великобритании и Южной Кореи, выходит, например, 25 посылок на человека в год. В США и Германии - 20 посылок. В соседней Польше - 5 посылок, в Китае - 3,5, а на Украине -1,25 посылки.
Так что рынок, кажется, еще не насыщен настолько, чтобы пытаться с него собирать большие налоги. Получается, что выгодными новые ограничения окажутся только тем, кто в России обладает полумонопольным положением, - отечественным торговым сетям, открывшим собственные интернет-магазины.
О том, что идея ввести низкий ценовой барьер на беспошлинный ввоз международных посылок принадлежит членам Ассоциации компаний интернет-торговли, впервые публично заявили в ОЗПП, которое собирается в конце этой недели выводить людей на митинги. Чуть ранее защитники прав потребителей призвали к бойкоту членов АКИТ (в нее входит американский eBay, а также многие российские интернет-магазины). По мнению защитников прав потребителей, именно они стали лоббистами новых поправок в Таможенный кодекс.
"Цель всех ограничений - резко сузить конкуренцию и гарантировать получение сверхприбылей владельцам крупнейших российских торговых сетей за счет снижения уровня жизни миллионов потребителей, - говорит руководитель ОЗПП Михаил Аншаков. - Это одно из самых ярких и откровенных проявлений лоббизма".
Борьба с собственными клиентами вряд ли поможет российским интернет-магазинам увеличить прибыль. "Большинство интернет-магазинов живут за счет денег инвесторов, как любые стартапы на этом рынке, - говорит Александр Иванов из НАДТ. - Видимо, у них возникли финансовые трудности, решить которые можно только административными методами и лоббизмом".
Действительно, если иностранные посылки станут такими же популярными, как в Европе или Китае, то компаниям, страдающим от импортных пошлин и прочих кошмаров российской таможни, придется, мягко говоря, нелегко. Ведь
иностранные интернет-магазины с помощью почтовых отправлений сначала прощупывают рынок, а потом, если количество клиентов начинает сильно расти, физически переезжают в Россию.
Так в свое время поступила Otto Group, умудрившись при этом сохранить цены на уровне европейских. Не исключено, что через несколько лет свой филиал в России открыл бы даже Amazon, с которого можно было бы спокойно брать налоги. Но, видно, не это главная цель лоббистов.
Ситуацией тем временем уже озаботились в ФАС. "Такие нормы действительно могут повлиять на условия конкуренции, - рассказала "Итогам" заместитель начальника управления контроля транспорта и связи Елена Заева. - К принятию таких решений всем органам власти нужно подходить очень осторожно и взвешенно, соблюдая баланс интересов потребителей и поставщиков". Однако в ведомстве отметили, что установление пошлин - это прерогатива Таможенного союза и пока в ФАС лишь наблюдают за ситуацией.
Эксперты же считают, что мизерную норму в 150 евро в месяц все-таки отменят через пару лет, когда в правительстве точно поймут, что никакого экономического эффекта это не дало:
Тем временем на митинг 8 февраля пока записалось почти 700 человек. Мало? Возможно. Однако запрет на свободную торговлю с Европой уже привел к катастрофическим последствиям для Украины. Сейчас там действует, кстати, куда более гуманная мера в 300 евро за посылку в сутки. Летом прошлого года местные таможенники активно предлагали снизить этот порог до 100 евро, но тут начался Евромайдан. В России же собираются ввести куда более жесткий режим. Чем не повод для очередной митинговой бузы?
Впрочем, не стоит сравнивать протестную активность украинцев и россиян. Большинство наших сограждан протестам предпочтут более частые поездки за границу на шопинг. Благо билет стоимостью в 20 тысяч рублей до Нью-Йорка, по подсчетам "Итогов", может окупиться всего за 3-4 шмотки. Хотя чиновники могут попытаться ввести пошлины и на авиабилеты, которые также продаются через Интернет.
Фото: lenta.ru