Жесткие условия эксплуатации, повышенные нагрузки и высокая ответственность требуют тщательной подготовки техники, в частности тяжелых седельно-балластных тягачей. Особенно актуально это в суровых условиях крайне низкой и крайне жаркой температуры. Транспортные и сервисные компании располагают отработанными решениями подготовки к эксплуатации такой техники, причем некоторые решения уже давно опробованы в России. Другие же могут быть востребованы при появлении более сложных проблем.
Компания MAN, точнее, три ее авторизованных модификационных центра - собственный центр MAN на заводе в Вене, немецкая фирма Toni Maurer GmbH & Co. KG и голландская фирма Estepa - собирают тягачи с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х4, 8х6 и 8х8 с тяговым усилием до 250 т, используя по максимуму стандартные комплектующие, в том числе рамы. Автомобили MAN полностью укладываются в разрешенные для движения по дорогам общего пользования габариты. С одной стороны, это преимущество, с другой - ограничение, так как невозможно применять широкие крупноразмерные колеса. Передняя ошиновка тягачей MAN односкатная, задняя - двускатная с колесами размером 12R20-14R20. Для обеспечения тягового усилия на обледенелой дороге используют цепные бандажи противоскольжения, которые за счет своего рисунка дают такой же эффект, как широкие колеса.
Для эксплуатации при температуре до -45...-47°С применяют "арктический пакет", который включает термоизоляцию топливопроводов, подогрев топливных насосов и фильтров, дополнительный осушитель воздуха в тормозной системе, подогрев АКБ. Причем нагревательный элемент расположен под аккумуляторными батареями и воздействует на их днища, что эффективнее подогревателя, расположенного между батареями. Возможно применение гелевых АКБ, которые держат заряд до -50...-55 °С и мощнее обычных свинцово-кислотных АКБ. Также проводится изоляция кабины для арктических условий, замена всех РТИ, масел и жидкостей на работоспособные при низкой температуре, капсулирование двигателя, монтаж систем предпускового подогрева двигателя и автономного отопления кабины.
Тягачи MAN в арктическом исполнении эксплуатируют на разработках компании "Алроса" в Якутии, в Кузбассе на угольных разрезах и других подобных предприятиях.
На стороне MAN большой опыт работы в этом направлении и выделяемые на его развитие ресурсы, техподдержка в режиме 24/7, вплоть до выезда специалиста на территорию заказчика.
Если взглянуть на противоположный конец термометра, то сразу приходит на ум большой опыт подготовки техники к эксплуатации в жарких, пустынных условиях, накопленный французской компанией Nicolas Industrie S.A.S., которая поставляет супертягачи Tractomas на разработки в Австралии и Южной Африке. Там техника работает не только при высокой температуре, но и в условиях чрезвычайного пылеобразования, поэтому большое внимание уделено системам охлаждения и очистки воздуха. Отсек с радиаторами и вентиляторами систем охлаждения силовой установки, ходовой гидросистемы и тормозной гидросистемы по размерам сравним с кабиной. Предусмотрена мощная, многоэтапная фильтрация воздуха для питания двигателя и для системы кондиционирования кабины. Топливо защищено от перегрева и образования паровых пробок благодаря двум объемным топливным бакам и короткому топливному тракту. Кроме того, топливо подается одновременно из обоих баков. Силовая установка находится в отсеке, изолированном от попадания пыли для избежания отложения ее на поверхности двигателя и образования из нее тепловой рубашки. На тягачах установлена гидродинамическая трансмиссия с редукторами, встроенными в оси, которые выполняют функцию основных тормозов, плюс дисковые маслоохлаждаемые тормоза. У гидравлической и тормозной системы отдельные мощные радиаторы.
Этот опыт мог бы пригодиться для эксплуатации в пустынях Средней и Центральной Азии в летний период. Для эксплуатации при низкой температуре предусмотрены подогрев элементов топливной системы, гидросистемы, предпусковой подогреватель, автономный отопитель кабины, термоизоляция кабины и моторного отсека. Возможна также установка отдельного генератора, работающего на газе, дизтопливе или бензине. Генератор дает полную независимость от внешнего энергоснабжения для подогрева жидкостей и экономит топливо. Дополнительно есть возможность установки отдельного отсека для проживания водителя со всеми удобствами при работе на Севере.
У тягачей Tractomas есть потенциал для использования их на территории России. Обширный диапазон конфигураций, от 6х6 до 10х10, дает тягачу самый высокий тяговый потенциал.
Тягач разработан в своей топовой конфигурации для общей массы автопоезда до 1000 т, исполняется как в балластном, так и в седельном варианте, а также в варианте "тяни-толкай". Двигатели тягача в зависимости от варианта достигают мощности до 1000 л.с. Такие параметры уже определяют тягач как сверхспециализированную технику для суровых условий эксплуатации, например, в открытых рудниках или в горной местности.
Немецкая компания TITAN Spezialfahrzeuge GmbH предлагает решения, проверенные не одним десятилетием эксплуатации в самых различных условиях, в том числе и на территории СССР.
К особенностям тягачей Titan относится сочетание стандартных и оригинальных узлов и агрегатов, что позволяет достигать большой мощности, тягового усилия и надежности конструкции. Компания использует рамы собственной разработки, представляющие собой конструкцию "лонжерон в лонжероне", выдерживающую значительные усилия на изгиб и кручение, двигатель ОМ 502L мощностью 609 л.с., коробку передач и кабину Mercedes-Benz, мосты фирмы Kessler, которые применяют на мобильных кранах, с нагрузкой 20 т на задние мосты и 12 т на передние. Компания собирает исключительно под заказ две модификации тягачей - Z 52 600 F 6х6 с тяговым усилием 500 т и Z 64 609 F 8х8 с тяговым усилием 1000 т. Односкатная ошиновка всех осей большими, широкими колесами размером 24-26 дюймов обеспечивает проходимость и тягу как на песчаных грунтах, так и на обледенелой дороге.
Подготовка к эксплуатации в холодном климате включает специальные пакеты для подогрева топливопроводов, топливных насосов, фильтров и баков, подогрева АКБ, капсулирование двигателя, системы предпускового подогрева двигателя и автономного отопления кабины. Эти мероприятия по сбережению тепла обеспечивают работоспособность автомобиля при температуре окружающей среды до -40...-45 °С.
Таким образом, транспортные и сервисные компании располагают отработанными решениями - седельно-балластными тягачами Titan и MAN, способными выполнять транспортные задачи в тяжелых условиях. А с появлением более сложных проблем, требующих многоразового увеличения тяговой силы при их решении, в поле зрения попадают тягачи Tractomas.
Фото: mainpump.ru