"Правила игры" изменились 1 января 2014 года. Один из основополагающих документов в дорожной отрасли, федеральный закон № 94 "О размещении заказов" потерял силу. Его место заняла Федеральная контрактная система (ФКС), или федеральный закон № 44. Портал "ДорИнфо" разбирался, что принесет дорожникам новый федеральный закон "О контрактной системе".
Чем ознаменуется новый закон для дорожной отрасли, как повлияют новые "правила игры" на рынок, сейчас сказать сложно. Новые правила еще практически не опробованы: на портале госзакупок можно найти лишь три десятка заказов, объявленных в рамках закона о ФКС - практически все заказчики постарались разыграть контракты до конца 2013 года, по старому законодательству. В кулуарных разговорах некоторые дорожники жалуются: "Только приспособились к старым правилам, теперь придется привыкать к новым". И здесь есть на что жаловаться. К прежнему закону о закупках участники дорожного рынка - как заказчики работ, так и исполнители - привыкали не один год.
Но в целом, если исключить нюансы, дорожники с нетерпением ждали Федеральную контрактную систему. На ФКС возлагаются большие надежды - планируется, что система позволит сделать рынок более прозрачным и открытым. О главных особенностях нового закона корреспондент "ДорИнфо" поговорил с генеральным директором НП "Альянс строителей и поставщиков дорожного комплекса" (Ассоциация "АСДОР") Юрием Агафоновым.
- Юрий Анатольевич, в чем главное различие двух федеральных законов?
Сразу же стоит оговориться. ФКС на сегодняшний день - это комплекс нормативных документов, а не единый закон. Федеральная контрактная система снабжена рядом регламентирующих документов. Всего принято более пятидесяти постановлений Правительства, которые регулируют многие вопросы, связанные с закупками. С одной стороны, это не очень хорошо - нам хотелось бы иметь четкий однозначный документ. Но с другой, постановления Правительства легче изменить, и тем самым отрегулировать механизм проведения тендеров. То есть можно предположить, что новый закон еще не один год будет дорабатываться и "шлифоваться". Надеюсь, к этому в большей степени, приложит руку профессиональное сообщество.
- Приведите примеры таких дополнений.
Первое, что приходит на ум - это возможность уйти от электронных аукционов. Если контракт, допустим, на ремонт дороги стоит дороже 150 млн рублей, то, по новым правилам, заказчик может провести конкурс. Это очень важный нюанс: при проведении аукциона победителем становится любой участник, предложивший наименьшую цену. Конкурс же сможет выиграть не каждая компания. В рамках процедуры комиссия оценивает участников как минимум по двум критериям. Первый - это обязательно цена, но вторым комиссия может выбрать квалификацию потенциального подрядчика. Это позволит избежать ситуации, которая сложилась в Карелии, когда ряд лотов выиграла московская компания, не имевшая никакого технического обеспечения. В итоге контрактное задание выполняли местные дорожники, но только за меньшую стоимость, а москвичи лишь собирали сливки.
Схему аукционов в принципе нельзя применять в дорожной отрасли.
Такой вид закупок идеально подходит для приобретения, например офисных принадлежностей, но никак не для выполнения дорожных работ.
В этом плане следует отметить еще одно условие, прописанное в ФКС. По новым правилам если участник конкурса снижает стоимость больше, чем на 25% от начальной цены, он должен предоставить банковскую гарантию в полтора раза больше от исходной. Но мы считаем, что не совсем верное решение - максимальное понижение стоимости не должно превышать 10%. Такое понижение не отражается на качестве исполнения контракта, к тому же такое ограничение исключит необоснованный ценовой демпинг.Это устоявшаяся европейская практика.
- Насколько я понимаю, ценовой критерий, который вызывал наибольшее число нареканий на 94-ФЗ, остался доминирующим фактором при выборе подрядчика?
Да, но ФКС дает возможность победить в конкурсе, предложив не самый дешевый вариант. В первую очередь это касается крупных проектов, стоимость которых превышает миллиард рублей. Помимо цены, в зависимости от метода выбора победителя, подрядчик должен отвечать еще ряду критериев.
Важно, что в новом законе расширили линейку тендеров, хотя в ходе подготовки проекта ФКС их количество сократили. На сегодняшний день существует семь способов определения победителя. В любом случае первый шаг сделан, и со временем список можно будет расширить.
К сожалению, был исключен конкурс технических решений. За рубежом именно эффективная технология играет решающую роль при выборе подрядчика, то есть открывает путь для инноваций.
Такой конкурс интересен еще тем, что на первом этапе стартовая цена может быть выше. Европейские заказчики считают итоговый, долгосрочный экономический эффект, когда с течением времени, например, лет через десять, технология позволит достигнуть экономии.
Прежний закон "О размещении заказов" полностью блокировал продвижение новых технологий. Невозможно выйти с минимальной ценой, и одновременно внедрить технологию, которая окупится в долгосрочной перспективе. Хотя на внедрение инноваций влияет не только тендерное законодательство.
- Какие еще положительные изменения появились с новым законодательством?
На сегодняшний день существует два вида страхования исполнения контракта: либо денежный взнос, либо банковская гарантия. Естественно для заказчика важно знать, что у подрядной организации есть такая "подушка безопасности", которой в форс-мажорной ситуации исполнитель контракта сможет воспользоваться, чтобы закончить проект. Но зачастую банки выписывают поддельные документы, на чем неплохо зарабатывают.
ФКС решает проблему "липовых" банковских гарантий. Введен единый реестр, по которому заказчик может без труда проверить достоверность обеспечительных документов. Отсутствие в списке предоставленной банковской гарантии становится основанием не допускать участника к тендеру.
Однако, на наш взгляд, необходимо вернуть третий вид страхования - обеспечение контракта.
- Чем принципиально различаются два федеральных закона: старый и новый?
Стратегическая задача Федеральной контрактной системы - сделать дорожно-строительный рынок прозрачным.
По планам с 2016 года должна в полном объеме заработать информационная схема проведения дорожных работ. Принцип следующий. Заказчик публикует в интернете график проведения всех тендеров. Затем по каждому объявленному тендеру добавляется информация об участниках, о победителе, о конечной цене. Однако мы еще не знаем, как дальше будут обновляться данные. Будет ли вноситься информация об изменениях в проекте, об исполнении контракта.
В идеале каждый пользователь должен получить возможность проследить через интернет ход реализации проекта от и до. Но это в идеале. Это важно по многим причинам. В процессе строительства объекта может возникнуть необходимость проведения дополнительных работ, не предусмотренных проектом. Например, такая ситуация произошла при строительстве на Пироговской набережной в Санкт-Петербурге. Никто не мог заранее предположить, что строители из компании "Возрождение" наткнутся на валуны. Если бы эта информация была открыта, то вокруг строительства было бы меньше домыслов и споров.
Или рассмотрим другую ситуацию, которая случилась с фирмой "Мостоотряд №19". Год назад компания выиграла конкурс на строительство путепровода над железной дорогой в створе Поклонногорской улицы в Петербурге. Аванс был получен, но фактически работы начались только в конце лета 2013 года. Если не владеть ситуацией можно предположить, что "Мостотряд" - неблагонадежный подрядчик. Но в сложившейся ситуации от строителей ничего не зависело. Депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга пытались пересмотреть проект, возмущались местные жители. Все это откладывало начало строительных работ. Хотя бы по этой причине, чтобы не только контролировать, но и защищать подрядчика, необходим такой открытый мониторинг.
К тому же информация, описывающая ход работ, должна обязательно включать данные о конечной цене проекта.
- Почему это важно?
Открытая информация глобально повлияет на рынок. Например, сейчас мы достоверно не знаем, сколько стоят строительные работы, например, на Дальнем Востоке - и это проблема для нашей страны. Когда информация будет общедоступна, появится возможность сравнить объекты, сроки, стоимость. Тогда исчезнут вопросы, почему тот или иной объект стоит так дорого. Точнее на эти вопросы появятся ответы.
Например, был случай как раз на Дальнем Востоке. На одном из объектов буро-набивные сваи были забиты по цене в девять раз выше, чем у нас на Северо-Западе. Но обоснование цены было получено, и контракт был заключен с завышенной стоимостью.
Открытые данные в конечном итоге запустят серьезную работу по пересмотру ценообразования. А это одно из самых слабых мест в отрасли. Параллельно эти вопросы необходимо адресовать и к центру ценообразования в Москве. Они тормозят развитие отрасли. К примеру, компании ЗАО "ВАД" чтобы применить новую дорожную технику, самой пришлось заказывать работу по оценке американских перегружателей "Шаттл Багги" (Shutle Buggy). Но эту работу должны делать не подрядчики.
Таким образом, новый закон подходит к решению стольких основополагающих для дорожников проблем.
- Какой ваш прогноз на ближайшее будущее, как будет работать Федеральная контрактная система?
Сейчас мы можем только предполагать, как закон заработает. Главное чтобы заказчики, придираясь к запятым, не пытались его прочитать в угоду своим интересам. В любом случае жизнь продолжается, в ближайшие месяцы начнутся новые конкурсы на содержание и ремонт дорог. Так что к новым правилам придется привыкать.
Важно то, что по сравнению с 94-ФЗ, при разработке Федеральной контрактной системы было учтено мнение профессионального сообщества.
Многие предложения специалистов, в том числе и нашей ассоциации, были услышаны и нашли отражение в ФКС. Поэтому если работа в области законотворчества пойдет в этом же ключе, то в ближайшие годы мы можем получить отлаженный механизм, который позволит эффективно расходовать бюджетные средства и создавать качественную транспортную инфраструктуру.
Комментарий специалиста: Одним из первых управлений федеральных дорог, которое разместило тендер по новым правилам, стало ФКУ "Черноземуправтодор". Начальник Управления Начальник ФКУ Александр Лукашук прокомментировал "ДорИнфо":
"Условно говоря, прежний ФЗ № 94 только призывает к цели, тогда как Федеральная контрактная система уже конкретизирует не только цели, но и устанавливает точные направления их достижения. Из этого следует, что установленная стратегия в сфере госзакупок, как минимум, выработала новые тактические ходы, реализация которых и требовала введение нового федерального закона. Однако вопрос эффективности ФКС покажет только его практическое применение, в том числе институтами антимонопольного регулирования. Другими словами, время всё покажет".
Фото: regionholding.ru