У нас принято ругать родной автопром. Но на рынке легких коммерческих автомобилей, который ни много ни мало составляет 7,5% всего автотранспорта страны, все больше крупных компаний и предпринимателей предпочитают покупать именно российские машины. И эта тенденция не будет меняться в ближайшие годы. К такому выводу пришли эксперты на конференции "Автомобильный рынок России: итоги и прогнозы-2014", пишет "Российская газета".
Вообще парк легких коммерческих автомобилей (LCV) в России (3,75 млн шт.) довольно старый. 54,8% - это машины старше десяти лет, 12,8% - автомобили 7-10 лет, 19,8% -подержанные авто 3-7 лет. И только 12,6% парка - это почти новые машины 1-3 лет. Такую статистику приводит аналитическое агентство "Автостат".
Если рассматривать российский парк легких коммерческих авто с точки зрения марок машин, то больше всего в стране малого коммерческого транспорта марок GAZ и UAZ: 36,1% и 18,4% соответственно. На третьем месте по популярности - TOYOTA (7,3% всего парка легких коммерческих автомобилей). Большая часть коммерческого транспорта - это фургоны (как FIAT DUCATO). Таких машин в отечественном автопарке 41%. На втором месте по численности (24,5%) стоят бортовые грузовички, такие как TAGAZ HARDY. 16,7% у авто типа "шасси", с рамой, "заточенной" под любую платформу (IVECO DAILY), 13,7% у микроавтобусов (например, GAZ 32213). Меньше всего куплено пикапов (как VIS 2349). Подобных машин только 2,5%.
Прошлый год для российского рынка легких коммерческих авто оказался не очень удачным. По данным "Автостата", всего было зарегистрировано 161,9 тысячи новых машин. По сравнению с 2012 годом это на 5,7% меньше. "Вообще на рынке коммерческих автомобилей сложно делать какие-либо прогнозы, но мы считаем, что 2014 год по продажам LCV будет еще хуже прошлого. По нашему пессимистичному прогнозу до 2018 года рынок упадет на 11,1%, - говорит Сергей Удалов, исполнительный директор агентства "Автостат". - Мы считаем, что весь 2014 год многие компании смогут повременить с обновлением парка, грубо говоря, будут ездить на том, что есть".
Российский бизнес предпочитает покупать отечественные машины. Об этом в том числе свидетельствуют и цифры по сокращению импорта коммерческих автомобилей в 2013 году. Он сократился на 22,4% (импортировано 88,8 тыс. машин) по сравнению с импортом 2012 года (статистика центра экономического прогнозирования Газпромбанка). "Крупные компании стараются работать с одной маркой автомобилей, это позволяет экономить на техническом обслуживании", - говорит Сергей Удалов.
К примеру, в 2013 году ФГУП "Почта России" купило 601 автомобиль. Из них 225 марки UAZ, 272 - GAZ. ОАО "РЖД" приобрело 563 машины, из них 115 - марки GAZ, 395 - UAZ. ОАО "Ростелеком" купило 508 машин, из них 95 "Газелей" и 411 "Уазов".
"Российские производители автотранспорта пока удерживают позицию лидера на рынке коммерческого транспорта, но давление на них увеличивается, - считает Кирилл Никода, аналитик центра экономического прогнозирования Газпромбанка. - Основными тенденциями в долгосрочной перспективе станут постепенный рост производства коммерческих автомобилей зарубежных марок на территории России, увеличение сегмента дорогостоящих автомобилей и активация направления по переходу на газомоторное топливо".
По словам Кирилла Никоды, через несколько лет отечественный рынок коммерческих автомобилей значительно изменится по своей структуре.
Сегодня большую часть коммерческого парка составляют дешевые машины и лишь малую часть - автомобили класса премиум.
Уже к 2020 году, по прогнозу эксперта, 60% автопарка будут составлять машины, собранные в России на современных заводах, 20% - автомобили премиум-класса и 20% -дешевые коммерческие авто.
Экономические предпосылки для такого прогноза следующие: во-первых, возможны переход на требования по экологическому классу двигателя Евро-4 и введение в стране ограничений по эксплуатационному возрасту автомобилей. Это неизбежно повлечет за собой обновление автопарка. А он состоит из машин старше 10 лет. Во-вторых, строительство инфраструктурных объектов к ЧМ по футболу и Универсиаде в Красноярске придаст импульс росту продаж коммерческого транспорта. В-третьих, роль доли LCV в обслуживании крупнейших городов существенно вырастет. Этому уже сейчас способствует запрет въезда на МКАД грузовиков в дневное время, плата за проезд по федеральным трассам для грузовиков более 12 тонн.
Что касается производства, то по данным Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в прошлом году было произведено 203,5 тысячи коммерческих автомобилей. Это на 1% больше, чем в 2012 году. В структуре производства доля коммерческого транспорта с 2005 года увеличилась до 15%. Докризисные показатели продаж пока не достигнуты.
Еще один интересный факт, касающийся рынка LCV. "Мы посмотрели, сколько времени проходит до первой смены владельца новой машины.
В 2013 году новый автомобиль в среднем продавали через 58 месяцев, вторая смена владельца происходила в среднем через 39 месяцев",
- говорит Сергей Удалов. Интересно, что автомобили ГАЗ и УАЗ продавали через большее количество времени, чем в среднем по рынку, - через 63 и 70 месяцев соответственно. Быстрее всего продают автомобили марки KIA, в среднем через 29 месяцев.
Эксперты это объясняют тем, что на дорогие импортные автомобили есть гарантийный срок. Как правило он составляет 2-3 года (24-36 месяцев). В течение этого времени машины обслуживаются в автомобильных сервисах у официальных дилеров. Те компании, которые покупают относительно дешевые отечественные автомобили, скорее всего на всем экономят, в том числе и на официальном сервисе, ремонтируют машины за свой счет. Так как эксплуатация не ограничена гарантийным сроком, продают такие авто позже, чем в среднем по рынку.
Фото: buyreklama.ru