В последнее время федеральная трасса А-181 "Скандинавия", соединяющая Россию со странами Северной Европы, часто привлекает к себе внимание прессы. И, к сожалению, далеко не всегда в связи с приятными информационными поводами. О планах по развитию "Скандинавии" порталу "ДорИнфо" рассказал руководитель ФКУ "Севзапуправтодор" Валентин Иванов.
Поток не тот
- Валентин Олегович, со стороны дорожной полиции в адрес трассы сыплется немало нареканий по поводу ее несоответствия требованиям, которые предъявляются к дорогам федерального значения. Насколько справедливы обвинения?
- Ежедневно по трассе федерального значения А-181 "Скандинавия" проезжает свыше 14 тысяч автомобилей. Учитывая такую высокую интенсивность движения, согласно строительным нормам и правилам, автодорога должна быть приведена к параметрам первой технической категории.
Пока же трасса на разных своих участках относится к разным категориям. Так, на участке км 47+803 - км 204+876 автодорога относится ко второй технической категории. На участке км 204+876 - км 208+360 она уже первой технической категории. Кроме того, к "Скандинавии" относятся: Подъезд к городу Выборг №1 длиной 9,011 км второй технической категории; Подъезд к Выборгу № 2 длиной 7,530 км также второй технической категории; Подъезд к КПП Брусничное № 1 длиной 10,056 км уже третьей технической категории; и Подъезд к КПП Брусничное № 2 длиной 1, 237 км второй технической категории.
- Автомобилисты жалуются на многочасовые пробки, в которых приходится простаивать на некоторых участках трассы. В чем же причины их возникновения?
- Автодорога "Скандинавия" имеет лишь несколько заметных "узких" мест, где возможны заторы. Основные из них - это 208-й км и 65-й км. На первом участке заторы возникают исключительно из-за текущей деятельности служб на госгранице РФ и Финляндии (МАПП Торфяновка - прим. ред.). А на втором - из-за сложности участка дороги, связанной с рельефом местности и недостаточным ее техническим оборудованием.
Другие случаи возникновения заторов локальны и скорее связаны с инцидентами на дороге или погодными условиями. Однако стоит отметить, что
фактическая скорость движения транспорта часто оказывается ниже разрешенной (90 км/ч вне населенных пунктов и 60 км/ч в черте населенных пунктов - ред.) на многих участках, где запрещены маневры обгона и опережения.
Это также характеризует дорогу, как непредназначенную для сложившейся интенсивности движения.
Спасительная реконструкция
- Расскажите, на каких участках трассы недавно проводили ремонт или реконструкцию?
- В 2009 году "Севзапуправтодор" закончил реконструкцию первой очереди трассы М-10 "Скандинавия" от Санкт-Петербурга через Выборг до госграницы с Финляндией на участке км 196+000 - таможенный пункт "Торфяновка". Дорога была доведена до IБ технической категории. Реконструкцию провели в рамках реализации ФЦП "Развитие транспортной системы РФ 2010-2015 годы".
В 2010 году мы ввели в эксплуатацию после реконструкции вторую очередь автодороги М-10 "Скандинавия" от Санкт-Петербурга через Выборг до госграницы с Финляндией на участках км 198 (МАППП "Торфяновка") - км 199+772 (госграница). Параметры новой дороги стали соответствовать IБ и II техническим категориям.
Во время реконструкции второй очереди была построена новая автодорога на обособленном земляном полотне с четырьмя полосами движения первой технической категории. Этот участок автодороги предназначен для движения грузовых автомобилей.
Попутно проводилась реконструкция существующей автодороги с доведением ее до параметров второй технической категории, предназначенной для движения легкового автотранспорта и автобусов. Таким образом, организовано перераспределение транспортных потоков на участке за МАПП "Торфяновка". Такая система соответствует дорожной приграничной системе Финляндии. Это улучшает безопасность и повышает комфортность движения автотранспорта при выезде с МАПП.
Дополнительно во время реконструкции участка автодороги М-10 "Скандинавия" (МАПП "Торфяновка") построили демпферную площадку на 396 машиномест. Ее основная задача - предотвратить заторы перед МАПП.
- Ожидает ли "Скандинавию" новая реконструкция?
- В настоящее время планируется реконструкция трассы М-10 "Скандинавия" от Санкт-Петербурга через Выборг до госграницы с Финляндией на участке км 47 - км 134. Дорога будет доведена до параметров IВ технической категории. Ввод в эксплуатацию участка планируется осуществлять поэтапно:
- 1 этап: км 47 - км 65 - в 2018 году;
- 2 этап: км 65 - км 100 - в 2018 году;
- 3 этап: км 100 - км 134 - в 2020 году.
Кроме того, началась подготовка проектной документации для реконструкции участков км 134 - км 160 и км 160 - км 203. Думаем, что проектные работы с прохождением государственной экспертизы завершатся в 2015 году. Закончить же реконструкцию по этим участкам удастся не раньше 2022 года.
Стоит отметить, что реконструкцию по первым трем участкам планируем проводить путем заключения концессионного соглашения с применением механизма контракта жизненного цикла. При этом введение платы за проезд на данных участках не предполагается.
- Вопрос с платностью и бесплатностью трассы после реконструкции весьма неоднозначен. Управление дорог утверждает, что трасса будет бесплатной, губернатор Ленобласти предлагает сделать ее платной. Кому верить?
- Могу сказать, что рассмотрены два варианта реализации проекта реконструкции "Скандинавии" от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией на участке км 47 - км 134. А именно: без взимания платы за проезд и с созданием платной дороги.
По итогам технико-экономических расчетов, наиболее эффективным оказался вариант без взимания платы за проезд. В этом случае не придется проводить реконструкцию и капремонт существующих альтернативных маршрутов. А они требуются при организации платного проезда в соответствии с действующим законодательством.
Однако окончательное решение о форме реализации проекта реконструкции автодороги А-181 "Скандинавия" принимается на уровне Министерства транспорта России.
- Можете назвать стоимость реконструкции по участкам?
- Стоимость реконструкции трассы А-181 "Скандинавия" Санкт-Петербург - Выборг - граница с Финляндией на участке км 47 - км 65 (от административной границы г. Санкт-Петербурга до населенного пункта Огоньки) составляет 10,15 млрд. рублей в ценах 2012 года.
Реконструкция "Скандинавии" на участке км 65 - км 100 (от Огоньков до пересечения с автодорогой "Высокое - Синицыно") обойдется в 17,80 млрд. рублей в ценах 2013 года.
По остальным участкам (км 100 - км 134, км 134 - км 160, км 160 - км 203) проектные работы находятся на стадии инженерных изысканий. Поэтому сообщить их достоверную стоимость пока невозможно.
В стремлении к безопасности
- Какие меры предпринимают дорожники для повышения безопасности на участках трассы "Скандинавия"?
- Среди таких мер можно выделить ежегодное нанесение дорожной разметки в два этапа -термопластиком и краской в летний период и краской в осенний период. Кроме того, ФКУ "Севзапуправтодор" ежегодно проводит анализ аварийности на "своих" автодорогах. В результате мы выявляем участки концентрации ДТП. К примеру, один из таковых - на 122-м км, поворот на карьер Гаврилово. Здесь мы проводим дополнительные мероприятия. В частности, из-за роста количества ДТП на участке в декабре 2013 года и в январе-феврале 2014 года временно изменена схема движения на перекрестке. А в мае-июне 2014 года схема движения будет изменена на постоянной основе.
- Сотрудничает ли Управление дорог с другими ведомствами, отвечающими за безопасность дорожного движения?
- ФКУ "Севзапуправтодор" постоянно взаимодействует с ГИБДД. Ежегодно мы совместно выявляем аварийно-опасные участки и разрабатываем программы по сокращению ДТП.
Вместе сотрудники ГИБДД и федеральные дорожники организовывают пункты фиксации административных правонарушений при помощи средств фото- и видеофиксации. Например, есть такой пункт на 65-м км трассы (населенный пункт Огоньки). Там, из-за сложности рельефа местности и дорожной обстановки скорость ограничена до 60 км/ч.
Также совместно организовываем оперативные посты наблюдения за дорожным движением на особо опасных участках дороги с 47 км по 65 км. В этом районе сложный рельеф местности - спуски, подъемы, повороты в плане и необеспеченная видимость. Поэтому на участках дорог ограничены маневры обгона и опережения. Это, конечно, вызывает у водителей нервозность, так как приходится ехать в плотном потоке вместе с тихоходными транспортными средствами и длинномерными грузовиками.
К слову будет сказано, что ни для дорожников, ни для сотрудников ГИБДД нет сомнений в основных причинах ДТП на автодороге Скандинавия. Во-первых, это несоответствие скорости конкретным условиям, которое выявляется в 90% случаев учетных ДТП (с пострадавшими и погибшими). Во-вторых, это неправильный выбор дистанции и несоблюдение очерёдности движения, которые выявляются в 8% случаев ДТП.
Все обстоятельства напрямую взаимосвязаны. Так, первая причина совершения ДТП во многом связана с накопившейся нервозностью водителей на узких участках, где запрещены маневры обгона и опережения. Это и выплескивается на следующих участках дороги, где маневры разрешены.
Подводя итоги, можно смело говорить, что причин для проведения реконструкции федеральной автодороги А-181 "Скандинавия", являющейся частью международного маршрута, более чем достаточно.
- Известно, что Росавтодор предложил финнам помочь устранить недостатки на опасном участке автодороги "Выборг - Брусничное", где произошло страшное ДТП с десятью погибшими? На какой стадии переговоры сейчас?
- В настоящее время в рамках реализации проекта "Развитие дорожного сообщения между городом Выборг (Россия) и МАПП "Брусничное"/Нуйямаа (Финляндия)" ведутся технико-экономическое обоснование, предпроектные проработки новой автодороги - подъезда к МАПП "Брусничное". Также идет проектирование аварийного ремонта технологической дороги Сайменского канала. Все эти работы идут за счет средств Транспортного Агентства Финляндии и Фонда ПСИТЛ (Партнерства "Северного Измерения" в области транспорта и логистики).
Фото: lenta.ru