Тенденции развития транспортных услуг в Российской Федерации, а также их роль в обеспечении промышленного роста обсудили участники II Евро-азиатской конференции по логистике "Логистика в России: кооперация и технологии развития", которая прошла в Торгово-промышленной палате России. Она была организована ТПП РФ и Координационным советом по транссибирским перевозкам.
Слово "логистика" - новое для русского лексикона, в советское время для обозначения этих процессов использовался другой термин - "снабжение". Но изменение терминов не смогло изменить ситуацию: перевозки и складирование товаров, доставка их от производителя к потребителю в России занимают чрезмерно много времени и требуют больших затрат. Достаточно сказать, что 20% в цене товара составляют расходы не логистику, в то время как среднемировой показатель составляет 11%. Если в российской действительности понизить логистические затраты до этого уровня, то будет высвобождено порядка 180 млрд долларов, что значительно больше, чем ежегодно тратится на решение инфраструктурных задач.
По степени развитости логистики в рейтинге Всемирного банка Россия занимает 90-е место из 160. Первые места принадлежат Германии, Нидерландам и Бельгии, а Россия соседствует со Шри-Ланкой и Уругваем. При этом партнеры из группы БРИКС расположились ближе к началу рейтинга: Китай на 28-м, а Бразилия на 65-м месте.
Однако пока в сознании российских предпринимателей логистика еще не выделилась в отдельную сферу деятельности. По крайней мере, еще пять лет назад компании в массе своей не задумывались над эффективностью перевозок, концентрируясь главным образом на производственных проблемах. Да и сегодня только малая часть компаний созрела для того, чтобы обратиться за содействием к специализированным логистическим фирмам. Большинство же предпочитает развивать собственные транспортные подразделения. Об этом говорит активная скупка подвижного состава металлургическими, нефтехимическими и другими компаниями.
Открывая конференцию, председатель Комитета ТПП РФ по логистике Олег Дунаев призвал присутствовавших обсудить и предложить бизнес-сообществу механизмы и инструменты, которые смогли бы обеспечить снижение затрат на транспорт и логистику, эффективность всей национальной экономики.
Взявший слово генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов отметил, что на нынешней конференции впервые предложено в комплексе рассмотреть вопросы развития логистики в России.
Он подчеркнул, что "логистика сегодня является одним из реальных путей сокращения издержек промышленного производства в Российской Федерации".
Любой инвестор, выбирая регионы для возможных инвестиций, в первую очередь смотрит на возможности подвоза комплектующих, сырья, вывоза продукции, отметил в своем выступлении президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин. Только послеэтого рассматриваются другие условия.
"Вопросы логистики и транспорта являются определяющими, когда мы говорим с инвесторами и приглашаем их в нашу страну", - подчеркнул он.
Он обратил внимание на то, что в последнее время государством предпринимается очень много действий, нацеленных на повышение конкурентоспособности российской экономики, на повышение инвестиционной привлекательности России. Если учитывать масштабы нашей территории, то логистика здесь определяет единство страны. То, как правительство страны смотрит на развитие Транссиба и БАМа, говорит о том, что наше движение на Восток должно быть обеспечено транспортно-логистической составляющей.
В решении этих задач не обойтись без государственно-частного партнерства. При таких масштабах государство берет на себя роль гаранта, но для четкой организации проектов средства частных инвесторов просто необходимы, заявил он.
Вице-президент РЖД Салман Бабаев в своем выступлении указал, что эффективное использование потенциала российских железных дорог с привязкой к развитию международных транспортных коридоров, проходящих по территории страны, является стратегическим приоритетом деятельности Российских железных дорог (РЖД). При этом географическое положение позволяет России претендовать на важную роль в мировой экономической системе в качестве транспортного моста между Европой и Азией, а также Севером и Югом. Он отметил, что
основные грузопотоки транзитных перевозок на пространстве Евразии концентрируются по осям "Север - Юг" и "Восток - Запад", формирующим два крупнейших транспортных коридора.
Остановившись на вопросах развития этих коридоров, он сообщил, что готовящееся соединение железнодорожных систем Азербайджана и Ирана позволит заметно сократить сроки прохождения грузов. Что касается направления восток - запад, то его основу составляет Транссибирская магистраль, которая обеспечивает на востоке выход на железные дороги Северной Кореи, Китая, Монголии и Казахстана, а на западе - через морские порты и пограничные переходы на европейские страны.
Суммарный объем международных железнодорожных перевозок по транссибирской магистрали растет, однако на сегодняшний день этот маршрут проигрывает по скорости доставки и по регулярности.
Поэтому в настоящее время
по российским транзитным коридорам перевозится менее 1% суммарного евразийского контейнерного потока.
По мнению С. Бабаева, это связано с отсутствием четкого понимания технологий взаимодействия в организации перевозок межгосударственного сообщения, а также с существующими инфраструктурными ограничениями.
Он привлек внимание к проекту формирования нового транспортного коридора до Братиславы и Вены, реализация которого позволит создать условия для "бесперебойного и бесперегрузочного" сообщения между странами АТР и Центральной Европы.
Выступление партнера компании Boston Consulting Group Андрея Тимофеева было посвящено теме "Логистика в России: новые пути раскрытия потенциала". Авторы исследования утверждают, что "потенциал повышения эффективности российской транспортно-логистической системы колоссален". Однако реализация этого потенциала сдерживается многочисленными факторами, среди которых низкое качество базовой транспортной услуги, нехватка компетенций и недостаточный масштаб бизнеса логистических компаний, слабое развитие транспортной инфраструктуры и т. д. Они предлагают разработать логистическую стратегию страны на период до 2020 года, а также отнести вопросы регулирования транспортно-логистических услуг к компетенции Минтранса России. При этом транспортным компаниям предстоит совершить качественный скачок в уровне предоставления базовой транспортной услуги, а также индивидуализировать предложения для клиентов.
Об опыте реализации в России крупных логистических проектов рассказал генеральный директор компании Otto Group Russia Мартин Ширер, который сообщил, что компания построила в России два крупных логистических центра, которые обеспечивают доставку порядка 7 млн отправлений в год. При этом посылки из Германии до Твери доходят за 4 дня.
Президент Ассоциации российских экспедиторов Валерий Алисейчик обратил внимание на тот факт, что в России нет реестра транспортных и экспедиционных компаний. Кроме того, из сферы компетенций Минтранса исчезли экспедиторские услуги. В стране строится много транспортных объектов, но строительство бессистемное, из-за чего многие уже возведенные здания так и не вводятся в строй. Стране необходима программа развития логистики, считает он. Поэтому
российская логистика - это логистика хранения, а не логистика перевозок.
Главный аналитик PБК Research Людмила Симонова рассказала о происходящих переменах в мировой экономической системе. Возникает новая система сетевой экономики, в которой центрами развития становятся США, Европа, к которым подтягиваются некоторые страны АТР, где действует открытая экономика. В эту новую систему может войти Индия, Бразилия, Китай, где идет отказ от материало- и энергоемких производств, а инвестиции в инфраструктуру становятся приоритетными. Ведущую роль в этой новой системе будет играть логистика.
Что касается России, то вокруг нее создается система на основе Таможенного союза, однако эффективность этого объединения будет сильно зависеть от темпов развития логистики.
В резолюции конференции отмечается, что, несмотря на наличие государственных программ развития транспортной системы, в стране не существует общей стратегии развития логистики. Она также не находится в числе приоритетов экономической политики, отсутствует институт, который занимался бы проблемами логистики.
В результате недостатки организации транспортно-логистического рынка являются одним из главных сдерживающих факторов развития национальной экономики.
Фото: flot2017.com