И не только грузовику, но и его прицепу, а также цельнометаллическому фургону и даже автобусам, занимающимся грузопассажирскими перевозками. Гидравлические грузоподъемные платформы, широко известные как гидроборта, предназначены для установки на коммерческий транспорт для облегчения операций погрузки-разгрузки товара.
Гидроборта в нашей стране быстро завоевали популярность, сначала у частников, воодушевленно занявшихся грузоперевозками в ранних девяностых, позднее у ретейл-компаний и крупных организаций, осуществляющих мелкооптовые поставки промышленных и продовольственных товаров. И если первые по большей части трудятся на том, с чего начинали, и являются клиентами вторичного рынка, то вторые сегодня заказывают целые партии машин, оборудованных гидробортами. Чем же объясняется такой интерес к ним как мелких частников, так и больших предприятий?
Наличие на грузовике моторизированного подъемника позволяет не просто обходиться без вилочного погрузчика или склада, оборудованного пандусами, а дает возможность выполнять погрузочно-разгрузочные операции без особых усилий одному человеку, как правило водителю грузовика. Меньше трудозатраты, меньше себестоимость перевозок. Конечно, бОльшая часть товаров фасуется с тем расчетом, чтобы с упаковкой мог справиться любой дюжий хлопец, посвятивший свою жизнь работе на грузовом автомобиле. Но стоит ли пять раз бегать с 50-килограммовым мешком цемента в руках, если проще и быстрее привезти их все пять на тележке, поднять с помощью гидроборта до уровня пола кузова и выгрузить? Да, собственно, складская гидрофицированная тележка позволяет перевозить даже больший вес. И если палету можно перевезти и погрузить в машину вручную, зачем гонять ради этого погрузчик? Торговые склады и супермаркеты строят сегодня буквально в чистом поле, возводить пандусы для разгрузки фур накладно, в этом случае наличие у грузовика гидроборта является наиболее оптимальным и эффективным решением для оптимизации доставки грузов. Многие сети продуктовых супермаркетов порой просто не могут позволить себе завести погрузчик в каждом магазине. И дело не только в том, что это повышает затраты, зачастую, когда магазины устраивают на первых этажах пятиэтажных хрущевок, с погрузчиком там просто негде развернуться.
В зависимости от потребностей клиента и характера груза гидроборта могут устанавливаться на грузовики с фургонами и бортовыми платформами, на автопоезда (сцепка грузовик + прицеп), на цельнометаллические фургоны и даже на грузопассажирские автобусы. Для развоза скоропортящихся продуктов питания обычно используются фургоны-рефрижераторы, оснащенные гидробортами, а например, для сбора и развоза евроконтейнеров для мусора на колесах удобнее использовать грузовик с бортовой платформой и гидробортом. На таком автомобиле можно подвозить пустые контейнеры на площадки взамен тех, что укатили дачники на свои огороды, или периодически отво-зить баки на базу для ремонта или санитарной обработки.
В мелкорозничной доставке выгодно использовать фургоны с гидробортом сзади и дверью сбоку.
Идея в том, чтобы загрузить автомобиль с помощью гидроборта на всех клиентов в начале дня, а потом развозить им, выгружая поштучно через дверь. На склад же машина должна возвращаться только в обед или вовсе в конце смены, на ночевку. Но, к сожалению, развитию цивилизованных грузоперевозок на фургонах с гидробортами препятствуют устаревшие правила, ведь для современных среднетоннажных грузовиков бОльшая часть городских улиц закрыта так же, как и для 40-тонного четырехосного самосвала. Мало того, сплошь и рядом закрывают въезд в центральные городские районы даже для "ГАЗелей". Почему-то у нас любят считать массу автомобиля, обращают внимание на его размеры, но никто не принимает в расчет, что пробки создают не размеры и масса машин, а их количество на дороге. Вот, к примеру, если бы центр Москвы обслуживал один трехтонник, а не три однотонника, то пустых рейсов обратно на склад за товаром он совершал бы в три раза меньше, да и места на проезжей части один "Валдай" или Isuzu NQR занимают меньше трех Hyundai Porter.
Прокатитесь летом от Питера до Хельсинки - никакого "восточного базара" из снующих по улицам мини-грузовичков там нет. Всю доставку в супермаркеты, кафе, гостиницы осуществляют специальные среднетоннажные автомобили-фургоны с гидробортами.
А пробки там создают разве что туристические автобусы.
Для магистральных перево-зок, где основной груз - большие партии одного товара, гидроборт вряд ли пригодится, ведь намного быстрее грузить и разгружать шторный полуприцеп вилочным погрузчиком с боков, а не через ворота. А вот там, где осуществляется доставка сборных партий товаров для торговых розничных сетей, упакованных в тележки-клети, гидроборт очень необходим. Часто компании используют автопоезда, грузовик-тягач с прицепом, оба с кузовами фургонного типа и гидробортами. Оставляя прицеп у одного магазина, тягач едет к соседнему, затем посещает так же следующую пару торговых точек. Так можно снабжать супермаркеты, находящиеся на любом расстоянииот головного офиса, и важно отметить, что междугородные перевозки розничных товаров были бы просто невозможны без гидробортов.
Закрепившийся в русско-язычной среде термин "гидроборт" не совсем точно передает принцип работы устройства. Все-таки непосредственно гидрофицированные борта существуют, в этом случае задний борт у автомобиля является неотъемлемой частью кузова, и может лишь наклоняться к земле гидроцилиндрами. Такой тип был первым вариантом в эволюции подъемных механизмов. Английское название tail lift более точно отражает суть данного класса грузоподъемного оборудования. В вольном переводе - "хвостовой подъемник" или "подъемник, расположенный на хвосте автомобиля". Слово "гидроборт" прижилось благодаря тому, что сегодняшние гидроборта в первую очередь заменили в большинстве случаев гидрофицированные борта, которые являлись частью бортовой платформы.
Гидроборта могут применяться не только как грузовые подъемники, но и для подъема и посадки в транспорт инвалидов-колясочников. Эти специализированные модели в русскоязычной среде называют "гидролифты", чтобы не путать их с грузовыми платформами.
Существует три основных типа гидробортов: консольный, выдвижной (слайдер) и подворачиваемый.
Есть также и гидроборта колонного типа, которые монтируются на стойки (колонны) заднего проема фургона или бортовой платформы. Но их вследствие высокой специализации у нас практически не предлагают. Несущая балка консольного гидроборта крепится к шасси грузовика, а его платформа располагается за дверями фургона или может непосредственно являться задней дверью фургона. Выдвижные и подворачиваемые гидроборта, в отличие от консольных, полностью располагаются под рамой грузовика. Такие гидроборта обычно используются, когда не требуется гидроборт при каждой операции погрузки-разгрузки. Так как направляющие выдвижение данного типа гидробортов крепятся к раме шасси грузовика, то для их расположения требуется больший свес рамы грузовика, чем для установки консольных гидробортов. Специальные варианты выдвижных гидробортов разработаны для низкорамных шасси, набирающих сейчас популярность в Европе.
Платформы гидробортов легкой серии изготавливаются только из алюминия. Это связано с тем, что данные гидроборта предназначены для установки на малотоннажные грузовики, для которых немаловажным является сохранение полезной грузоподъемности (г/п) автомобиля после установки дополнительного оборудования. Балластный груз за годы эксплуатации выливается в тонны истраченного топлива и кубометры парниковых газов. Гидроборта средней и тяжелой серии могут быть выполнены из стали или алюминия. Некоторые производители предлагают только алюминиевые платформы, обосновывая это тем, что сталь подвергается коррозии и имеет больший вес, в то время как другие производители предлагают пользователям выбор между стальной и алюминиевой платформой. Для изготовления стальных платформ используется высокопрочная сталь, которая при тех же показателях прочности, что и марки обычных сталей, имеет в два раза меньший вес. Практически это означает, что
вес гидроборта со стальной платформой будет ненамного больше гидроборта с алюминиевой платформой.
Например, вес консольного гидроборта Zepro модели Z10-135 г/п 1000 кг со стальной платформой составляет 397 кг, а с алюминиевой - 317 кг. Что касается вопросов коррозии, то при современном уровне антикоррозийной обработки стальные платформы служат десятилетия. С другой стороны, стальные платформы имеют ряд преимуществ по сравнению с алюминиевыми. Они более прочные и износостойкие, а их ремонт будет стоить намного меньше. Ширина платформы обычно равна ширине фургона, а высота (длина) выбирается в зависимости от характеристик и габаритов груза, а также условий операций погрузки-разгрузки. Для машин небольшой г/п, не занимающихся перевозкой палетированных товаров, предлагают варианты с половинной консольной платформой или даже с шириной еще меньшей. Делается это с тем расчетом, чтобы одна дверь фургона всегда оставалась свободной, и если не надо поднимать или опускать что-то тяжелое, можно грузить кузов вручную, не прибегая к помощи подъемника. Заодно сбоку кузова не нужно будет врезать дополнительную дверь, хорошим вариантом это будет и для цельнометаллических фургонов, у которых кроме как через задние двери в кузов не попасть.
Движениями платформы всех типов гидробортов управляют две пары гидроцилиндров, одна пара отвечает за подъем и опускание платформы гидроборта, вторая - за наклон. Некоторые производители предлагают гидроборта г/п до 1500 кг, в которых вместо пары цилиндров может применяться один на каждое действие. Выдвижному типу требуется дополнительно выталкивающий цилиндр или двигатель для осуществления выдвижения платформы гидроборта из-под рамы грузовика. Подворачиваемые гидроборта обходятся всего двумя, а в некоторых случаях даже одним гидроцилиндром подъема-опускания, раскладывание и поворот платформы осуществляются механически.
Привод гидравлического оборудования электрический. При установке гидроборта на грузовик или цельнометаллический фургон питание электромотора происходит от бортовой сети автомобиля. В случае установки на прицеп, при необходимости работы гидроборта, когда прицеп отсоединен от "головы", питание происходит от дополнительных аккумуляторов, устанавливаемых на прицепе. Емкость дополнительных аккумуляторов подбирают с тем расчетом, чтобы их заряда хватало не менее чем на 10 циклов подъема-опускания платформы. Заряд этих аккумуляторов происходит от бортовой сети автомобиля при его движении. Процесс заряда регулируется зарядным устройством, которое контролирует уровень напряжения заряда.
На гидробортах легкой серии гидростанция располагается в отдельном корпусе. Это позволяет расположить ее в любом месте на раме шасси автомобиля, подальше от земли, что немаловажно при установке гидроборта на низкорамные малотоннажные грузовики. Гидростанция средней и тяжелой серии гидробортов, как правило, располагается в несущей балке гидроборта.
При управлении гидробортом оператор использует два пульта управления: внешний, который позволяет оператору управлять гидробортом, стоя на земле, справа от автомобиля, и внутренний, который позволяет осуществлять управление, находясь внутри фургона. Внешний пульт управления представляет собой корпус, надежно защищенный от внешних воздействий, с кнопками или рычагами управления. Управление гидробортом изнутри фургона осуществляется либо с помощью пульта управления с кнопками на спиральном кабеле, либо с помощью ножного управления (кнопки управления располагаются на платформе и нажимаются ногами оператора). Обычно работа осуществляется следующим образом: с внешнего пульта управления платформу приводят в рабочее положение и опускают на необходимый уровень, далее оператор встает на нее и управляет гидробортом с помощью внутреннего пульта управления, поднимая себя на уровень кузова вместе с грузом.
При установке гидроборта на грузовики в соответствии с техническими регламентами безопасности предполагается установка противоподкатного бруса (бампера). У консольных гидробортов бампер входит в комплектацию. В зависимости от модели гидроборта противоподкатный брус может состоять из трех частей, каждая из которых стационарно крепится к несущей балке гидроборта, или может представлять собой металлическую балку, которая крепится к подъемным рычагам гидроборта и соответственно двигается вместе с ними. У выдвижных гидробортов сложенная платформа выполняет функцию противоподкатного бруса.
Производители гидробортов предлагают большое количество дополнительных опций: покраску гидроборта и платформы в любой цвет по шкале RAL, ограничители скатывания груза с платформы, сигнальные лампы для установки на платформу, рампы для боковой загрузки гидроборта и многое другое.
Основными характеристиками гидроборта являются максимальная высота подъема, грузоподъемность и грузовой момент.
Грузовой момент вычисляется как г/п, умноженная на расстояние до центра максимальной г/п. Для правильного расположения груза на платформе и избежания перегрузки гидроборта операторы должны следовать указаниям диаграммы г/п для конкретной модели гидроборта. Например, для гидроборта Zepro модели Z15-150 г/п 1,5 т центр максимальной г/п располагается в 750 мм от края платформы, ближней к фургону. В этом случае центр поддона с такой массой брутто должен находиться на расстоянии от края кузова машины не более чем в 750 мм. Если же центр поддона будет отстоять от края, скажем, на 1000 мм, то масса его не должна превышать 1100 кг, если 1200 мм - то 900 кги так далее, в зависимости от длины (высоты) платформы.
Из требований, предъявляемых к гидробортам, стоит выделить те, что связаны с особенностями их эксплуатации. Первое касается защиты от коррозии. Задний свес автомобиля даже в южных странах не лучшее место для сохранности лакокрасочного покрытия деталей, работоспособности узлов, целостности шлангов. У нас же все, что висит в корме, зимой подвергается такой "пескоструйносоляной" обработке, к тому же часто забивается налипшим льдом и снегом, что оборудование без надлежащей защиты не только быстро теряет внешний вид, но и приходит в негодность. Надо заметить, что европейские производители гидробортов защищают свой продукт на совесть, даже выдвижные модели, которым достается больше всего, исправно работают многие годы. Второй важный момент связан с тем, что, хотя гидроборт это и грузоподъемное оборудование, часто вместе с грузами он поднимает и людей, поэтому из соображений безопасности у него должны быть встроены в систему предохранительные механические и электрические клапаны (гидрозамки) для предотвращения падения платформы в случае обрыва шлангов. У колонных гидробортов, с помощью которых загружают высокие фургоны в два ряда, кроме того, должны быть еще и перила.
При выборе модели гидроборта необходимо учитывать гео-метрию транспортного средства, на которое предполагается его установить. Определяющим является максимальная высота подъема (от уровня земли до уровня пола фургона), свес рамы шасси от рессор, общий свес фургона от рессор и ширина рамы шасси. Для проверки возможности установки той или иной модели гидроборта на конкретный грузовик клиента производители гидробортов используют специальное программное обеспечение, с помощью которого проверяется гео-метрия взаимного расположения гидроборта, шасси и кузова, а также геометрия движений платформы гидроборта.
Веяние времени - всеобщее техническое "озеленение" - не обошло стороной и гидроборта, еще раз подвергнув сомнению их название. Только на этот раз не в отношении "-борт", а в отношении "гидро-". Растет количество подъемников, в которых нет ни капли масла, приводятся в действие они специально разработанными электромеханическими цилиндрами. Разумно возникает вопрос, за счет чего же тут наносится меньший вред окружающей среде, если аккумуляторы все равно подзаряжаются от дизельного или бензинового мотора? "Экологический" эффект связан с отсутствием гидроаппаратуры, производство которой энергозатратно, и отказ от нее в итоге позволяет уменьшить общий выброс парниковых газов в атмосферу, кроме того, уменьшается потребление нефтепродуктов, нет затрат и проблем, связанных с утилизацией масла. Естественно, в нашей стране это не хит продаж, промышленности нашей в квоту по СО2 такой бонус не входит, а цена продукта серьезная. При длительной эксплуатации она, правда, окупается за счет экономии на ТО, замены масла и т. д. Но кто у нас может себе позволить думать вперед на 10-15 лет, когда страшно загадывать даже на год. Кроме того, гидравлика нам, как людям в основном консервативным, привычнее.
В России сегодня доступны гидроборта нескольких европейских марок, которые открыли местные представительства и создали сеть сервисно-установочных центров. Известная в стране шведская марка Zepro входит сегодня в концерн Cargotec, а немецкая MBB - в группу Palfinger, соответственно продажами данного оборудования в России занимаются компании "Карготек РУС" и "Палфингер Кран РУС". Продажами гидробортов марки Bar Cargoliftзанимается представительство компании "Бер Карголифт РУС". Интересы другой немецкой марки Dautel представляет в России ЗАО "Коминвест-АКМТ". А московская компания "АВТОполюс" является официальным дилером и бельгийской компании Dhollandia, и немецкой Bаr Cargolift, и шведской Zepro, которые представляют основные марки гидробортов на российском рынке. Кроме того, существует довольно большой рынок б/у гидробортов, прежде всего консольного типа, также в стране работают предприятия, специализирующиеся на поставке запасных частей для гидробортов всех марок, когда-либо импортированных в Россию.
Фото: playbark.com