Сегодня, 15 мая, ЗСД окончательно становится платной магистралью. На южном участке дороги схема оплаты меняется, и тариф становится выше. Это произошло в полночь. А по северному участку еще в первой половине дня можно прокатиться бесплатно. Система оплаты заработает там с 15:30 - в межпиковый отрезок, когда транспортная нагрузка невысока.
"Это абсолютно новый для участка режим. Поэтому, чтобы люди, едущие утром на работу, не рисковали опоздать, решено было выбрать такое время", - объяснили "Водителю Петербурга" в пресс-службе компании "Магистраль северной столицы", эксплуатирующей ЗСД.
Оба участка разбиваются на зоны - южный на две, северный на три:
тарифная зона 1 - от развязки с КАД (Юг) до развязки с Благодатной улицей;
тарифная зона 2 - от развязки с Благодатной до развязки с набережной реки Екатерингофка;
тарифная зона 3 - от развязки с Приморским проспектом до КАД (Север);
тарифная зона 3-а (является частью тарифной зоны 3, при проезде всей зоны 3 зона 3-а отдельно не оплачивается) - от развязки с Приморским до развязки с Богатырским проспектом;
тарифная зона 4 - от развязки с КАД (Север) до развязки с трассой "Скандинавия".
Для каждой зоны устанавливается своя цена, ночью - дешевле (как и сейчас). Кроме того, сумма оплаты зависит от типа транспортного средства. Их четыре:
легковушки и мотоциклы (высота над передней осью ? 1,3 метра, количество осей равно 2);
крупногабаритные легковые автомобили, например Hummer, автодома, автобусы и грузовые автомобили с двумя осями (высота над передней осью > 1,3 метра, количество осей равно 2);
автомобили с одноосным прицепом, тяжелые грузовики, крупные трехосные автобусы (количество осей равно 3);
автомобили с двухосным прицепом, седельные тягачи, автопоезда (количество осей ? 4).
Северный участок протяженностью 26 километров дробится на три зоны. Водителям простых легковых машин надо будет заплатить 10 рублей за проезд от Приморского до Богатырского (ночью тоже 10) или 40 - от Приморского до КАД (ночью 20). Зона от КАД до "Скандинавии" стоит для них 40 рублей (ночью 20).
Сэкономить можно с использованием специальных средств оплаты. Персонифицированная бесконтактная смарт-карта дает 10-процентную скидку от базовых тарифов, транспондер (электронное средство регистрации проезда, которое устанавливается на лобовое стекло) - 20-процентную. Их использование дает еще ряд преимуществ, например ехать можно по специальным полосам, обозначенным буквой "Т", не надо искать нужную сумму и ждать сдачу.
Вообще же, проезд можно оплачивать и наличными, и банковской картой - на специальных пунктах взимания платы. На транспондерных полосах наличные и банковские карты не принимаются.
Изменения связаны с тем, что 15 мая Северный участок дороги передается в управление ООО "Магистраль северной столицы". С декабря 2013 года компания эксплуатирует южный участок, а также по договору со Смольным компания строит центральный участок ЗСД. Что касается суммы оплаты, она могла бы быть выше. Её устанавливает инвестор, и рассчитывается она по сложной формуле. По состоянию на 1 апреля она составляла 103 рубля за участок для легковых автомобилей. Однако в результате переговоров со Смольным компания остановилась на нынешних тарифах.
"Водитель Петербурга" проводил среди читателей опрос, посвященный повышению стоимости проезда по ЗСД. Большая часть (41%) ответивших собираются пользоваться дорогой только в случае крайней необходимости.
Почти 22% резко против платного проезда и не будут ездить по ЗСД. Почти 20% готовы платить деньги за отсутствие пробок.
Вся плата за проезд будет направлять на строительство центрального участка ЗСД, пока это строительство ведется. Отрезок от Приморского проспекта до Обводного канала планируется сдать в середине 2016 года. Потом, до 2042 года, трасса будет находиться в эксплуатации у "МСС", а с 2045 года отойдет государству. При этом Смольный гарантировал инвестору минимальный доход на уровне 9,6 млрд рублей в год. Если он будет меньше, бюджет компенсирует разницу, если больше, то 90% от разницы будет получать город, а 10% - "МСС".
Консорциум ООО "Магистраль северной столицы", принадлежащий ВТБ и "Газпромбанку", был создан для реализации соглашения государственно-частного партнерства с Санкт-Петербургом о строительстве и эксплуатации ЗСД. Западный скоростной диаметр - первая в стране платная городская магистраль скоростного движения. Её протяженность - 46,6 км. Южный участок работает в режиме платной эксплуатации с 2011 года, северный был открыт в августе 2014 года в режиме тестирования. Они возводились за счет бюджета и обошлись в 47 и 36 млрд рублей соответственно. С марта 2013 года ведется строительство центрального участка. Работы финансируются из нескольких источников: 60 млрд рублей от банков (25 млрд - Внешэкономбанк, 10 млрд - Евразийский банк развития, 10 млрд - Европейский банк реконструкции и развития, 8,5 млрд - ВТБ, 8,5 млрд - Газпромбанк), 9 млрд рублей выделяет "Магистраль Северной столицы", 51 млрд - городской бюджет.
Фото: piter.tv