Небольшой офис в центре Самары. Несмотря на раннее утро - менеджеры уже на телефонах. Да и как иначе: если твой начальник - трудоголик? Вадим Яковлев, директор компании, занимающейся логистикой грузоперевозок, лишь на минуту заскакивает сюда. Сегодня надо побывать еще на складах. Они на другом конце города. За руль Вадим садится сам, хотя у него всего одна рука. Трудно поверить, но 14 лет назад Вадим сидел на шее у родителей, выпивал. А сегодня... инвалид второй группы - преуспевающий бизнесмен, в компании которого работает 80 человек.
За рулем внедорожника Вадим успевает и деловые переговоры вести, и за дорогой следить, и на вопросы отвечать. Спрашиваю: как реагируют гаишники, когда видят, что водитель без руки?
- По-разному, - улыбается Вадим, - удивляются, конечно. Но поблажек мало кто дает. Да я и не прошу. Нарушил - отвечу.
За последние 14 лет он уже привык делать несколько дел одной правой. Хотя было время, когда для того, чтобы смириться с жестокой реальностью, ему пришлось не раз побывать у психолога.
- Первый вопрос, который я задал врачу, когда очнулся в реанимации и понял, что у меня нет руки, был: а смогу ли я водить машину? Он так усмехнулся: ну, конечно же, нет. Ведь я получил ожог - 63 процентов поверхности тела. Он вообще мог не выжить. Дважды врачи вытаскивали с того света. Шальная глупость - подробности той истории Вадим не любит вспоминать - в 30 лет отняла у него руку, серьезно повредила ногу, но зато, признается, дала главное: шанс все начать с чистого листа.
"Я, - признается, - сам во всем виноват. Может, потому Господь и устроил мне такую встряску: не хочешь по-хорошему, попробуй вот так".
Жестокий урок жизни Вадим хорошо усвоил. Вот уже 12 лет не притрагивается к спиртному, не курит. До увечья - не скрывает - не имел ни семейных перспектив, ни стабильного заработка, сидел на шее у родителей-инвалидов. Сейчас Вадим - любящий муж, отец троих сыновей и руководитель группы компаний. У него инвалидность второй группы, но он даже не знает размер пособия, которое ему положено от государства. "Зачем оно мне? - удивляется. - Я и сам могу заработать".
В его бизнесе трудятся около 80 человек. Недавно на работу Вадим взял двух глухонемых. Бизнесмен, конечно, и благотворительностью занимается, но уверен: инвалидам нужно не сочувствие, а реальная помощь. В том же трудоустройстве и создании безбарьерной среды. У него немало идей на этот счет, и большая надежда, что власти услышат. Ведь пока инвалиды вынужденно сидят в четырех стенах, в сознании здоровых людей будет живуч стереотип: что они не такие, как все. Ущербные.
Вадим до сих пор на важные деловые переговоры предпочитает надевать протез, чтобы не ловить на себе косые взгляды:
- У нас очень мало контактов людей здоровых и людей с ограниченными возможностями. Идешь по улице, дети оборачиваются: а что это у дяденьки с рукой? Я всегда в таких случаях шучу: крокодил откусил. Но ведь и взрослые люди порой реагируют как дети. А ведь что такое ограниченные возможности? Да, порой инвалиды могут больше сделать, чем здоровые. Яркий пример - паралимпийские игры. Главное - желание.
Фото: sgpress.ru