Евросоюз подал очередной иск против России в ВТО. Европейские автогиганты пытаются добиться отмены действующих в России заградительных ввозных пошлин на легкие коммерческие автомобили. Они были установлены по инициативе Sollers и ГАЗ в ответ на действия конкурентов из Германии, Италии и Турции, которые завозили автомобили в Россию по заниженным ценам. Российская сторона считает претензии европейцев необоснованными.
Европейский союз подал против России иск во Всемирную торговую организацию (ВТО). Причиной для иска послужили антидемпинговые ввозные таможенные пошлины, установленные в России в отношении легких коммерческих автомобилей (LCV) из Германии, Италии и Турции. Согласно сообщению представительства ЕС при ВТО, "антидемпинговые пошлины несовместимы с нормами ВТО".
"Пошлины в размере от 23% до 29,6%, введенные на европейские малотоннажные грузовые автомобили, значительно препятствуют доступу на российский рынок, - говорится в коммюнике представительства ЕС при ВТО. - Ограничения на торговлю несовместимы с нормами ВТО и означают, что экспорт легких коммерческих автомобилей не получает выгоды от уступок, сделанных Россией во время ее присоединения к ВТО в 2012 году".
Отметим, что для итальянского отделения Peugeot Citroen Automobiles SA и всех других итальянских автопроизводителей размер таможенных пошлин установлен на уровне 23%, для немецких автопроизводителей действует пошлина в размере 29,6% от таможенной стоимости поставляемой продукции, а для производителей из Турции - 11,1%.
По данным ЕС, экспорт легких коммерческих автомобилей в РФ в 2012 году составил 100 млн евро и начал падать с того момента, как Москва в сентябре 2012 года ввела утилизационный сбор на автомобили иностранной сборки.
Как пояснил "Газете.Ru" директор департамента транспортного и специального машиностроения Министерства промышленности и торговли Александр Морозов, антидемпинговое расследование в 2011 году инициировали компании Sollers и ГАЗ. Оно касалось легких коммерческих автомобилей. Это автомобили с объемом двигателя до 3,5 л и цельнометаллическим кузовом, произведенные в Германии, Италии и Польше.
"Из этих стран намеренно завозились автомобили по заниженным ценам, что привело к негативным последствиям для предприятий, производящих аналогичные типы автомобилей на территории Российской Федерации", - заявил Морозов.
Расследование длилось два года и, по словам высокопоставленного чиновника, было проведено в строгом соответствии с процедурами ВТО. После этого представители Sollers и ГАЗ обратились в ЕЭК (Евразийскую экономическую комиссию).
В итоге в мае прошлого года комиссия приняла решение об установлении защитных пошлин в зависимости от страны происхождения в границах от 14% до 30% в дополнение ко всем видам пошлин и таможенных начислений. Пошлины на легкие коммерческие автомобили из Германии, Италии и Турции, ввозимые на территорию Таможенного союза, куда входят Россия, Белоруссия и Казахстан, будут действовать пять лет.
В 2013 году автогиганты Daimler и Volkswagen обратились в ЕЭК с требованием отменить установленные барьеры. Но члены комиссии не сочли доводы компаний убедительными.
Морозов уверен, что решение ЕЭК совершенно верное.
"Это решение было принято, так как все необходимые документы были представлены. Европейские производители возмущены им, однако процедура была проведена строго в соответствии с требованиями ВТО, а значит, законна", - отметил Морозов.
Директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков также считает необоснованными претензии ЕС.
"Считаем, что мера полностью соответствует нашим обязательствам в ВТО. Готовы тесно работать с органом по разрешению споров", - заявил Медведков.
В свою очередь, заместитель главного редактора журнала "За рулем" Игорь Моржаретто считает происходящее "совершенно нормальным процессом в рамках ВТО". Эксперт уверен, что стороны обязательно придут к консенсусу.
"Это была первая попытка России провести собственное расследование в рамках ВТО и установить свои пошлины, - сказал "Газете.Ru" Моржаретто. - У каждой страны в рамках ВТО есть право это сделать, если будет доказано, что какие-либо иностранные компании нарушили установленные организацией правила. Комиссия со стороны России провела расследование и смогла доказать, что ряд европейских концернов в течение нескольких лет продавали коммерческие автомобили по заниженным ценам. И на пять лет для них были повышены таможенные пошлины. Конечно же, эти компании не согласились с таким положением дел и подали жалобу в ВТО. На основании этой жалобы ЕС, в свою очередь, возбудила некую процедуру в рамках ВТО. Это естественный процесс, когда страны пытаются защитить свой рынок и своих производителей".
По словам эксперта,
в России достаточное количество производителей легкого коммерческого транспорта, которые нуждаются в протекционистской политике со стороны государства. В частности, это отечественные ГАЗ и УАЗ, а также иностранные Ford и Hyundai, у которых налажено собственное производство в РФ.
По существующим в ВТО правилам, у сторон будет 60 дней на проведение консультаций. После чего, если вопрос между ЕС и Россией не будет улажен, Брюссель имеет право потребовать формирования третейской группы экспертов.
Отметим, что это уже третий иск ЕС в отношении России в рамках ВТО, к которой РФ присоединилась в августе 2012 года. Первое расследование было начато в прошлом году в отношении утилизационного сбора на автомобили иностранной сборки, а в начале апреля ЕС подал иск против России в связи сзапретом на поставки свинины из Европы.
Фото: Getty Images