← Автомобильные грузоперевозки

Как не прогореть на автоперевозках?

Транспортная компания "Рапид" (Украина) в кризис решительно взялась за сокращение издержек - и выжила. Подорожание топлива и снижение спроса на автоперевозки выдержит тот, кто сумеет урезать расходы и диверсифицировать бизнес, полагают руководители компании. Несмотря на некоторые чисто национальные особенности бизнеса соседей, их опыт может оказаться полезным и российским автоперевозчикам.

"Отправляясь в рейс, наши водители всегда точно знают, на каких заправках заливать топливо, а их маршрут выверен с точностью до километра. Иначе нам просто не выжить  - такого резкого роста цен на топливо рынок еще не видел",  - говорит генеральный директор автотранспортной компании "Рапид" Владимир Гриненко.
Быть экономными автотранспортников научил кризис 2009?го. Тогда топливо подорожало на 60%, снизилась и стоимость фрахта. В результате доходы компаний обвалились на 30-40%. "До кризиса рентабельность транспортников доходила до 8-9%, а в 2009 году рухнула до нуля",  - вспоминает президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Леонид Костюченко. С рынка ушло около 200 игроков, а сегмент международных автоперевозок потерял в объемах пятую часть. Выжили те, кто сумел сократить издержки.
"Рапид" начал с того, что стал строго контролировать расход топлива. Компания купила экономичные авто и ввела жесткие нормы для водителей. "Известно, что
водитель за рейс способен сэкономить до 10% топлива  
- это зависит от стиля вождения, от того, как он тормозит, как разгоняется",  - отмечает Гриненко. Для каждого рейса разработали оптимальные маршруты. Все 85 автомобилей "Рапида" оснастили бортовыми компьютерами и системами навигации. "Это позволяет полностью контролировать рейс: километраж, скорость на маршруте. Буквально каждую минуту мы знаем, как водитель дышит и где находится",  - хвастается Гриненко.
Если водитель не уложился в норму или отклонился от маршрута, за перерасход бензина он платит из своего кармана. Заливать топливо водители могут только на заправках Shell. "Они нам дают хорошую скидку",  - поясняет гендиректор. Еще 5-7% затрат топлива экономится за счет контроля технического состояния авто  - это контроль множества моментов, например давления в шинах.
Выбранная стратегия быстро дала плоды.
Контроль издержек позволил "Рапиду" за три года увеличить выручку на 30%
- до 98 млн гривен в год.
Нынешний кризис может стать самым тяжелым за всю 23?летнюю историю компании. С начала 2014?го гривна подешевела по отношению к доллару на 60%. Рентабельность международных автоперевозок упала за I квартал этого года по сравнению с тем же периодом 2013?го в три раза  - до 2,5%. "Это ставит международные автомобильные перевозки на грань выживания,  - утверждает Гриненко.  - Порой стоимость топлива росла на 30 копеек в день. В 2008-2009 годах такого не было и близко". Но заправлять автомобили "Рапиду" по?прежнему выгоднее в Украине  - в Европе топливо все еще на 25-30% дороже. Правда, обеспечить себя полностью украинским дизелем компания не может: другие страны строго контролируют количество ввозимого топлива. "Польша, например, с полным баком на свою территорию вообще не пускает",  - поясняет директор компании.
Чтобы защититься от скачков гривны, "Рапид" зафиксировал фрахтовые ставки в евро по курсу НБУ на момент выставления счета. И хотя резиденты все равно платят в национальной валюте, примерно 65% клиентов компании работают не на территории Украины и рассчитываются в евро. Это позволяет компенсировать рост стоимости импортных запчастей.
Кроме того, кризис 2009?го научил компанию не делать ставку только на один вид деятельности. Раньше она могла себе позволить заниматься исключительно международными автоперевозками и при этом даже реинвестировать часть выручки в обновление парка.
Сегодня основную выручку "Рапид" получает от международных перевозок, а вот основную прибыль приносит складская логистика.
"Доля международных перевозок в прибыли все время уменьшается. Если бы не другие виды деятельности, компания давно остановилась бы",  - считает Гриненко. Доля международных перевозок в общем обороте составляет 82,1%, а в прибыли  - всего 17,3%, доля логистики в доходах  - 15,3%, а в прибыли  - 81,1%. Сейчас у компании 15 000 кв. м складов. Еще 1,6% прибыли приносят станции техобслуживания автомобилей Iveco, DAF, Volvo и Mercedes?Benz.
Фото: v8.1c.ru
Forbes Украина