← Автомобильные грузоперевозки

Автоперевозчики: невозможно работать по закону

Рынок автомобильных перевозок на 80% - в тени, вследствие чего бюджет недополучает порядка 6 миллиардов рублей в год налоговых отчислений. Сегодня невозможно работать по закону, заявил руководитель Комитета по государственной политике "Деловой России" в сфере транспорта и председатель Совета НП "Центр объединения грузоперевозчиков" Владимир Матягин, выступая на бизнес-форуме "Белые Ночи 2014" в панельной сессии "Грузовые автомобильные перевозки XXI века".

Если 80% автомобильных перевозчиков работают без ИП или ООО, то это значит они:
- не платят налоги;
- не создают легальных рабочих мест;
- не несут никакой ответственности;
- порядочным грузоперевозчикам тяжело конкурировать с нелегалами, вследствие чего они либо сами уходят в "тень", либо вообще уходят с рынка;
- нелегалы "убивают" отрасль демпингом за счет "серых" схем ухода от налогов.
В итоге бюджет недополучает налоговые отчисления по НДС, налог на прибыль, НДФЛ, ЕСН - порядка 6 миллиардов рублей в год. Более того, в большинстве схем по государственным контрактам заложена цена на перевозку, которую можно получить только при использовании "серых" схем, что, создает замкнутый круг.
Кто такой нелегальный перевозчик?
"Нелегальный перевозчик - это лицо, имеющее права и автомобиль: он сбивает ценообразование, а, значит, рушит рынок, не платит налоги, не проходит медицинское освидетельствование, и для него штраф составляет 5 тысяч рублей. Нелегалы приезжают с Северного Кавказа, с Белоруссии и так далее", - рассказывает Владимир Матягин. Их вход на рынок осуществляется очень легко: нужно всего лишь купить автомобиль, необязательно новый, а чаще бывший в употреблении и находящийся в плохом техническом состоянии. Затем надо посадить в качестве водителя человека, не имеющего опыта управления грузовым автомобилем, так как стоимость его услуг будет в 2-3 раза ниже, чем у профессионала. И никто не контролирует данный процесс. Вследствие этого происходят трагедии, такие как  ДТП в Подольске, где погибло 18 человек.
"Мы уже обращались по этому поводу к контролирующим органам, они ответили: "Пять тысяч рублей и куча бумаги - нам это не интересно". Но им интереснее собирать деньги за перегруз, которые должны были бы поступать в бюджет. Проезд с перегрузом по Санкт-Петербургу на "сером" рынке обходится в 15 тысяч рублей, в объемах города - это порядка 7 миллиардов рублей", - отмечает участник форума.
Проблема перегруза
99% автомобильных грузоперевозчиков идут с перегрузом. Среди основных причин:
1. Европейская норма нагрузки составляет 44 тонны, в то время как российская - 40 тонн. При этом европейцы могут по своим нормам проезжать, наши перевозчики по европейским - не могут.
2. Нормы нагрузок на дороги установлены еще в 60-70 годах (в расчете на малотоннажный транспорт). Автомобили марок КамАЗ, Volvo, Scania, Mercedes, Renault (в том числе собираемые в России) в соответствии с действующим законодательством не имеют права легально ездить по дорогам.
3. Существующий механизм выдачи официальных разрешений в городе и области не работает.
4. Доступность "решения вопросов на месте" с контролирующими органами.
Владимир Матягин приводит наглядную статистику:
доходы города от продажи официальных разрешений - 20 миллионов рублей в год, доходы "серых" посредников за нелегальный проезд - около 7 миллиардов в год.
Для решения этих проблем необходимо введение жесткого контроля в транспортной области, особенно в части грузовых перевозок, чтобы в дальнейшем избежать человеческих жертв, отмечает председатель Совета НП "Грузавтотранс".
Не в карман, а в дороги
"Пару месяцев назад губернатор Ленобласти поднял проблемы транспорта, заявив, что нужно 3,5 миллиарда рублей для того, чтобы сделать дороги. А ведь деньги могли бы из коррупционной составляющей перейти в инвестиционную. Решить проблему перегруза можно только сообща, а не спуская сверху "карающие" законы. У нас есть ряд предложений по этому поводу, в том числе по перегрузу, в ближайшее время должно состояться совещание", - сказал Владимир Матягин.
"Например, разрешение на перегруз в Санкт-Петербурге и Ленобласти стоит 6-8 тысяч рублей, если машина до 70-80 тонн. Но при том прописываются жесткие маршруты: вправо-влево - нельзя, иначе штраф до 400 тысяч рублей - в этом и есть проблема. Мы считаем, маршрут надо отменить или сделать абонентскую плату: заплатил - и езжай, куда нужно. Привязывать машину к маршруту неправильно", - отметил председатель Совета НП "Грузавтотранс". Нужно упростить маршрутизацию, разработать единый общий маршрут, а также разбить город на сектора по типу транспортных средств, разрешенных для движения. Вторая проблема - нагрузка на ось. "Нагрузка на оси всегда разная, она не должна привязываться к общей массе автомобиля. Нужно убрать нагрузку на оси или определить единый параметр, к примеру, установить единую максимальную нагрузку в размере 15 тонн", - добавил Владимир Матягин.
"Сегодня без нарушений невозможно ездить. Но чем больше мы встречаемся и общаемся тем весомей наш голос. Государство никогда ничего не сделает в интересах какой-то отдельной компании, но оно может что-то сделать в интересах общества: мы должны стать обществом", - подчеркнул он.
Саморегулируемые организации
Решение многих проблем - в создании системы саморегулирования в отрасли автоперевозок.
По словам Владимира Матягина, переход на управление отраслью через систему Саморегулируемых организаций (СРО) и наделение его функциями контроля будут способствовать поступлению в бюджет города и области около 13 миллиарда рублей.
В частности, СРО займутся полной проверкой организаций и ИП, будут выдавать сертификаты соответствия. Данный сертификат будет обозначать, что организация или ИП аккредитованы и имеют право заниматься грузоперевозками.
Также возможно создание на базе СРО:
- школ по обучению водителей с последующей выдачей им, а также организациям сертификатов о присвоении квалификации;
- единой диспетчерско-логистической службы;
- рабочей группы по внедрению инновационных проектов в сфере транспорта.
Обязательная аккредитация грузоперевозчиков
Целесообразно также ввести обязательную аккредитацию грузоперевозчиков в регионе и возложить данную функцию на СРО, что позволит:
- повысить безопасность дорожного движения в регионе;
- оптимизировать тарифы на грузоперевозки;
- создать фонд взаимопомощи грузоперевозчиков;
- "убрать с дороги" нелегалов, тех, кто приехал из других регионов, обязать их легализоваться на рынке, платить налоги в бюджет и отвечать за порчу дорог наравне со всеми участниками рынка;
- контролировать состояние технического парка перевозчика;
- увеличить налоговые отчисления в бюджет;
- внедрить в транспортную отрасль глобальную систему страхования перевозчиков.
"Все это даст толчок к развитию отрасли, и в ближайшее время мы приблизимся к европейским стандартам".
Ситуация с бесплатными пропусками
После вступления в силу постановления 272, запрещающего проезд грузового автомобиля под знак 3.4 в Санкт-Петербурге, появились предложения покупки бесплатных пропусков. По словам грузоперевозчиков, запрашиваемая максимальная сумма составляет порядка 16 тысяч рублей в год - и это только с одной машины. Если взять среднее количество машин - 40.000 транспортных средств и умножить на ту сумму, то получится сумма в 640.000.000 рублей в год. Эти средства идут не на развитие дорог и прочее, а в чьи-то карманы:
Как сообщил Владимир Матягин, какие-то точечные решения со знаком 3.4 принимаются, к примеру, от этих ограничений освободили 40 улиц в Санкт-Петербурге, но для нормальной работы грузоперевозчиков в городе, естественно, этого недостаточно. "Кто этот закон придумал? Кто спросил у перевозчиков, нужен ли этот закон?", - задал риторический вопрос председатель Совета НП "Центр объединения грузоперевозчиков" в конце своего выступления.
Фото: АвтоТрансИнфо
ПРОВЭД