Стагнация в российской экономике негативно сказывается на платёжной дисциплине лизингополучателей в 2014 году. Тем не менее, часть лизинговых компаний полагает, что клиенты будут обновлять транспорт, приобретённый в 2010-2012 гг., ведь согласно российской практике обновление автопарка происходит примерно каждые 3-5 лет. Но что делать, если нет денег? Ответ - в материале журнала "Урал Трак".
Цифры
Начнём с аналитики "Эксперт РА" - итогов прошлого года и перспектив на текущий. Только за счёт мощного роста авиасегмента (+69 %) рынку лизинга удалось избежать серьёзного падения в 2013 году: объём новых сделок практически не изменился и составил 1,3 трлн рублей. Однако в текущем году вытянуть весь рынок авиализингу не удастся: в лучшем случае сегмент покажет небольшое снижение (-10 %). Осложнить ситуацию может ожидаемое снижение платёжеспособности клиентов и рост стоимости фондирования, что заставит часть компаний до конца года покинуть рынок, не исключена и активизация сделок M&A. В результате даже в оптимистичном сценарии возможен только незначительный рост рынка - не более 1 %, а в пессимистичном падение достигнет 15 %. Потенциал роста для компаний заложен в сегменте легкового и грузового транспорта. Важным фактором здесь является ликвидность имущества, к тому же часть государственных программ, направленных на развитие грузоперевозок, даёт дополнительные стимулы для роста сегмента лизинга грузового автотранспорта.
Главным вызовом для рынка в 2014 году станет рост проблемных активов и стоимости фондирования. По оценкам "Эксперт РА", средний уровень просроченной задолженности в лизинге на 01.01.2014 составил около 3,5-4 % в сегменте небольших сделок, по крупным сделкам - около 1-1,5 %. Некоторые лизингодатели уже столкнулись с ростом просрочки в IV квартале 2013 года. Стагнация в российской экономике будет негативно сказываться на платёжной дисциплине лизингополучателей в 2014 году, что может привести к росту просроченной задолженности. На фоне напряжённой ситуации с ликвидностью в банковском секторе будет расти и стоимость фондирования для лизинговых компаний. Сочетание этих факторов может вынудить отдельных участников уйти с рынка ещё до конца 2014 года за счёт либо закрытия бизнеса, либо продажи активов конкурентам.
Люди
Мы попросили представителей крупных лизинговых компаний поделиться своими ощущениями ситуации на рынке и рассказать о том, что делать предприятиям в случае невозможности оплачивать лизинговые платежи в полном размере.
Как вы оцениваете ситуацию на рынке лизинга на текущий момент?
Альхать Масаев, директор филиала ООО "Балтийский лизинг":
- Мы оцениваем рынок лизинга как стабильный, умеренно растущий. Идёт сегментация как лизингодателей, разделяющихся по возможностям фондирования и адресности вложений, так и лизингополучателей, ищущих удобства во всём. Есть усиление конкуренции на рынке розничного лизинга, есть отрасли, где почти ничего не происходит.
Наталья Юнг, директор филиала "Европлан":
- В целом в 2013 году мы наблюдали рост объёма заключённых сделок лизинга автотранспорта и спецтехники, несмотря на падение в других сегментах. Так, объём сделок лизинга легковых автомобилей, по итогам 2013 года, оценивается более чем в 110 млрд. рублей, что означает, что рынок вырос на 10-13 % по сравнению с 2012 годом.
Объём сделок лизинга грузовых автомобилей, по итогам 2013 года, оценивается более чем в 140 млрд. рублей, что означает, что рынок вырос на 15 % по сравнению с 2012 годом.
И это несмотря на падение общих продаж (без использования лизинга) в этих сегментах.
Объём автолизинга компании "Европлан" за 2013 год прирос на 25 %. Безусловно, это происходит не за счёт разовых сделок, а за счёт общей более активной позиции лидирующих автолизинговых компаний и более устойчивого спроса на автомобили, например, по сравнению с железнодорожным подвижным составом.
Проникновение лизинга как способа приобретения автомобиля почти удвоилось с 2009 года. По оценке "Европлана", в 2014 году оно составит около 5 % от продаж легковых и лёгких коммерческих автомобилей в денежном выражении. Но это по?прежнему значительно меньше, чем даже в Восточной Европе, где проникновение около 20 % от общих продаж автомобилей.
Ощущаете ли вы последствия финансовой нестабильности? Сталкиваетесь ли с просрочками?
Альхать Масаев:
- Явных отличий мы не видим, уровень просроченной задолженности у нас в компании ежедневно контролируется. Лизинг уже встал на ноги, и те клиенты, которые умеют считать деньги (а 2008 год многому научил), если приходят, то приходят, как правило, уже внутренне подготовленными и оценившими своими возможности.
Наталья Юнг:
- Макроэкономическая стабильность важна для планомерного роста рынка лизинга, так как почти каждая сделка лизинга - это проект капитальных вложений в основные средства на несколько лет. Определённость с инфляцией и курсом рубля - базовые условия планирования будущего для любого лизингополучателя. В начале года ставки кредитования были стабильны, но сейчас банки смотрят в сторону их повышения. Это будет означать повышение стоимости кредита, лизинга и других способов финансирования. Цены на эти услуги могут возрасти в 2014 году.
Что касается просрочек, то "Европлан" тщательно управляет качеством своего портфеля - процент просрочек у компании ниже среднерыночного.
Какие механизмы борьбы с просрочками предусматривает законодательство? И как оно работает на практике?
Альхать Масаев:
- Ничего особого здесь законодатель не дал, всё изложено в соответствующем законе. Есть те или иные договорённости в самих договорах о праве на безакцептное списание и прочее. Много арбитражного творчества в отношении лизинга, когда один из немногих,- не побоюсь этого слова - действительно действующих инвестиционных процессов, нивелируется до понятия "пункта проката". Само исполнительное производство и защита прав кредитора - это сегодня неблагодарная, запущенная тема. Пока должнику будет выгодно судиться и уклоняться от обязательств, он будет это делать, я говорю сейчас о юридических лицах.
Наталья Юнг:
- Механизм борьбы с просрочками прописан прежде всего в лизинговом договоре. Чаще всего за просрочки начисляются штрафы. Кроме того, в отличие от кредита собственником приобретённой в лизинг техники остаётся компания-лизингодатель, что в случае систематического неисполнения условий договора облегчает решение проблем с неплательщиком.
Как клиентам правильно вести себя в случае финансовых проблем?
Альхать Масаев:
- Всё зависит от настоящего понимания клиентоориентированности: если лизингодатель ощущает себя партнёром лизингополучателя, а не временщиком, пришедшим на рынок снять сливки, то время для переговоров всегда найдётся. Так "Балтийский лизинг" вёл себя во все кризисы, мы приветствуем открытый и честный диалог. Я давно занимаюсь кредитованием и скажу, что
никакой кредитор не заинтересован в умножении проблем.
Наталья Юнг:
- В случае проблем с платежами мы рекомендуем связаться с лизингодателем и сообщить о тех обстоятельствах, которые препятствуют выплатам. Лизингодатель не менее лизингополучателя заинтересован в досудебном решении проблем, так как часто судебные издержки (финансовые, временные и т. д.) превышают сумму задолженности. Поэтому лизингодатель всегда будет искать взаимовыгодное решение.
Эксперты считают, что наиболее вероятной точкой роста является грузовой и легковой автотранспорт. Заметна ли эта тенденция в вашей компании?
Альхать Масаев:
- Да, это так, процесс идёт у кого?то быстрее, у кого?то медленнее. Многое зависит от умения монополизировать рынки и отношения.
Наталья Юнг:
- Доля коммерческих автомобилей, продаваемых в лизинг, растёт. Рост происходит прежде всего в сегментах "легковой автотранспорт" и "лёгкий коммерческий автотранспорт", где лизинговые схемы ещё не настолько привычны для бизнеса, как в сегменте "грузовой автотранспорт". На популяризацию автолизинга во всех сегментах направлены в том числе и наши усилия. В частности, мы постоянно предлагаем новые программы и специальные предложения для таксомоторных компаний и других видов бизнеса, где автомобили требуются сотрудникам (например, всевозможные службы доставки, курьерские службы и т. д.).
В 2013 году укрепилась одна не самая обнадёживающая тенденция - падение спроса на коммерческий транспорт.
Многообещающее восстановление рынка в 2010-2012 гг. (например, в 2012 году было реализовано 360 тысяч грузовых автомобилей - на 9,5 % больше, чем в 2011 году) сменилось спадом - по итогам 5 месяцев 2013 года продажи сократились примерно на 15 %. Финансовые компании, банки, дилеры и автопроизводители ответили на это расширением инструментов финансирования покупки: сейчас резко увеличилось количество программ, позволяющих выгодно приобрести технику. Эти программы призваны стимулировать спрос - лизинг и кредит приобретают новые условия за счёт договорённости производителей, дилеров, лизинговых компаний и банков.
Фото: pulscen.ru