На российских магистралях планируется ввести платные полосы для движения. Подобная схема уже действует в США и Израиле, где движение по платным полосам предусматривает гибкие тарифы, которые варьируются в зависимости от трафика. Пока неизвестны подробности, как именно будет функционировать этот механизм. Зато Росавтодор уже разработал несколько вариантов новой платной дороги от МКАД до Домодедово, и в одном из них предусмотрены сразу две платные полосы.
"Данная схема организации движения набирает популярность в мировых масштабах, - сообщает Росавтодор.- Идея заключается в том, что в часы пиковой нагрузки на магистрали открывается платная скоростная полоса, а с помощью автоматизированной системы сбора оплаты для желающих обеспечивается возможность быстрого проезда по загруженной трассе".
Пока нет никаких подробностей о примерном размере оплаты за проезд по таким полосам, об их расположении, и о том, как именно будет функционировать этот механизм. Зато Росавтодором уже разработаны несколько вариантов новой платной дороги от МКАД до Домодедово, и в одном из них предусмотрены сразу две платные полосы.
Эксперты считают, что такой способ разгрузить дороги вряд ли встретит одобрение россиян. "Вводить платные полосы можно только на трех-четырехполосных трассах. Водители должны понимать, за что с них берут деньги, и иметь при этом бесплатный альтернативный вариант, - считает Петр Шкуматов, координатор общественного движения "Синие ведерки". - Боюсь, что на практике будет так: существующую убитую однополосную дорогу дополнят еще новой полосой и начнут брать плату". По его мнению, водители будут чувствовать ущемление своих прав и будут и дальше пытаться обмануть систему, заклеивая номера или проезжая между камерами. Именно так сейчас некоторые водители пытаются избежать штрафов за движение по полосам, выделенным для общественного транспорта.
Авторы проекта ориентируются на опыт США и Израиля, где уже налажена система платных полос. Стоимость выезда на них нефиксированная, она меняется в зависимости от загруженности конкретного участка дороги, то есть чем плотнее движение, тем дороже будет стоить выезд на платную полосу.
Например, в Израиле платная левая полоса была введена в 2011 году, ее протяженность на трассе от аэропорта Бен-Гурион до Тель-Авива составляет 17 километров. Проезд по этой полосе стоит от 7 до 85 шекелей, что составляет примерно 70-850 рублей. Автомобилистов о цене выезда на такую полосу в конкретный момент информирует специальное электронное табло над дорогой. Оплата моментально взимается через транспондер, это небольшое электронное устройство, закрепляемое на лобовом стекле автомобиля и обеспечивающее автоматическое списание средств без участия водителя. При этом автобусы могут ездить по этой полосе бесплатно.
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, сомневается в привлекательности данного проекта для потенциальных инвесторов.
"Чтобы достроить полосу и брать плату, придется решить множество юридических вопросов, в том числе и с землеотводом. Кроме того, дорога должна быть достаточно широкой, чтобы ввести платную полосу, а таких в России немного.
Я бы сто раз подумал, стоит ли игра свеч", - объяснил Блинкин.
В конце мая этого года были внесены поправки в программу деятельности Росавтодора. Изменения коснулись проектов строительства ЦКАД и некоторых других автомагистралей. Общая тенденция показала изменение направления развития российской транспортной системы в сторону платных дорог. Так, например, новые платные участки появятся на ЦКАДе, они соединят районы северо-востока, юга и востока Московской области, кроме того, они должны будут разгрузить ЦКАД.
Ряд платных участков дорог появится и на автомагистралях М-1 "Беларусь", М-3 "Украина", М-4 "Дон", на скоростных автодорогах М-11 Москва-Санкт-Петербург и Москва - Нижний Новгород - Казань. В общей сложности протяженность платных участков по итогам реализации этойпрограммы должна составить около 2000 км. Напомним, что осенью 2013 года министр транспорта Максим Соколов заявил, что общая протяженность платных магистралей в России не должна превышать 5% от общего числа федеральных трасс. Таким образом, по его мнению, платных дорог в стране должно быть не более 2500 километров.
С 1 января этого года выезд с трассы Москва-Минск (М-1 "Беларусь") уже стал платным: средний размер тарифа для легковых автомобилей составляет около 10,3 рублей за километр. Постоянные пользователи трассы М-1 обеспечиваются льготными тарифами. Взимание платы за проезд будет осуществляться в течение 99 лет со дня введения трассы в эксплуатацию.
В середине января глава "Автодора" Сергей Кельбах сообщил о росте тарифов на проезд по платным дорогам: в текущем году он должен вырасти приблизительно на 6%. По словам чиновника, повышение стоимости проезда, обусловленное инфляцией, ожидается в середине года.
По словам Кельбаха,
за 2013 год по платным дорогам проехали более 26 миллионов водителей, 70% из них были за рулем легковых автомобилей, 30% управляли грузовиками. В общей сложности за проезд за год было собрано 1,6 миллиарда рублей.
Проведенное больше года назад социологическое исследование показало, что больше половины россиян не поддерживают введение платных дорог. Против высказались 52% респондентов и большинство из них уверены, что качество дорог все равно не улучшится. В пресс-службе "Автодора" предположили, что негативное отношение к платным дорогам объясняется новизной ситуации.
Теперь, спустя год, решение ввести платные полосы снова не вызвало восторга у населения. "Почему просто нельзя строить дороги? Больше дорог, больше развязок! Почему надо взять кусок дороги и собирать деньги? Мы платим налоги, природные ресурсы страны продаются на все стороны света, построенные дороги развивает экономику принося средства в бюджет", - пишет на своей странице в соцсети пользователь Дмитрий Макаров. "Всякому, не обременённому шизофренией, понятно, что данная мера приведет к увеличению заторов. (Не полное использование всей ширины дороги)", - считает другой пользователь, Игорь Уросов.
Фото: polit.ru