Если Петр-I прорубил окно в Европу, то ныне Россия, образно выражаясь, прорубает транспортные коридоры в великой китайской стене. К развитию заявлено два таких коридора, предлагается третий. Предполагается, что они позволят нарастить грузооборот дальневосточных портов, превратив их в транзитные базы для товаропотока между Китаем и странами АТР.
Приморье-1
Китай представляет из себя гигантский рынок потребления и производства. Имея общие границы с этой страной, да еще и на фоне ухудшения отношений с Европой, Россия заинтересована в улучшении транспортных связей с Поднебесной. Географическое положение Приморского края, "охватывающего" Китай с северо-востока и обладающего обширным побережьем, предоставляет хорошие перспективы для развития транзитных перегрузочных комплексов.
С этой целью в Приморском крае заявлены проекты развития т. н. "транспортных коридоров", по которым грузы из северных провинций Китая транспортируются к портам Приморского края, где перегружаются и идут в другие страны Азиатско-тихоокеанского региона (АТР).
Решение развивать транспортные коридоры "Приморье-1" и "Приморье-2", в том числе за счет привлечения средств инвесторов, было принято 24 июня 2014 года на совещании, которое провел в Приморье заместитель председателя правительства России, полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе, Юрий Трутнев. Как отметил по итогам совещания губернатор Приморья Владимир Миклушевский,
принято решение проработать транспортную модель обоих коридоров для того, чтобы понимать, куда лучше привлечь средства частных инвесторов и где потребуется помощь государства.
Заметим, что транспортный коридор "Приморье-1" уже функционирует. Он был создан в рамках Расширенной Туманганской Инициативы. Коридор идет от пограничной железнодорожной станции Суйфэньхэ с контейнерной линией до контейнерного терминала ООО "Восточная стивидорная компания" в порту Восточный. Длина маршрута составляет около 500 км (от центров китайских грузоотправителей), в то время как альтернативный маршрут через китайский порт Далянь составил бы порядка 1,3 тыс. км. Кроме того, в рамках коридора работает автотрасса Уссурийск-Пограничный-Госграница. Коридор имеет выходы также на порты Владивосток и Находка. Использование этого маршрута позволяет обеспечивать транзит контейнерных грузов из Китая в США, Японию, Южную Корею.
Приморье-2 и Приморье-3
Коридор "Приморье-2" связывает китайскую провинцию Цзилинь через Хуньчунь и Краскино с портами Зарубино, Посьет и Славянка. Он является сегментом Туманганского коридора.
В июне 2014 года китайская компания по управлению государственными активами "Чжун Гун Синь" стала инвестором данного коридора. Соответствующее соглашение подписано между приморской группой компаний "Транзит-ДВ" и инвестором из КНР.
Соглашение предусматривает совместное строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры порта Славянка. Это позволит наладить транзитные контейнерные перевозки в объеме порядка 10 млн тонн в год. Предполагается, что коммерческие грузы из северо-восточных провинций Китая будут перегружаться в порту Славянка на суда-контейнеровозы с дальнейшей доставкой грузополучателям по всему миру.
В частности, речь идет о строительстве в Славянке контейнерного терминала и организации работы рейдово-перегрузочных комплексов, позволяющих осуществлять погрузку и разгрузку контейнеровозов прямо на рейде, без швартовки судов к причалу. Также предусмотрены капиталовложения в сопутствующую инфраструктуру. К примеру, предполагается расширить дорогу от Славянки до госграницы с КНР и построить в поселке пятизвездочную гостиницу.
Чтокасается порта Зарубино, то здесь имеется свой крупный проект - "Большой порт Зарубино", заявленный к реализации Транспортной группой FESCO (контролируется группой "Сумма"). Первую очередь проекта "Большой порт Зарубино" планируется запустить в 2018 году. Как сообщил ИАА "ПортНьюс" член совета директоров Группы "Cумма" Марат Шайдаев, в рамках первой очереди планируется обеспечить перевалку до 500 тыс. TEUs в год, до 10 млн тонн зерна, обработку грузов на универсальном морском терминале и прием пассажирских судов. Проект также предусматривает строительство глиноземного, Ro-Ro и пассажирского терминала.
До 60% грузопотока через порт будет идти из северных регионов Китая, 30% составит экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, 10% придется на экспортно-импортные операции российских компаний.
Отметим, что проекты развития коридоров "Приморье-1" и "Приморье-2" предлагается включить в пределы территорий опережающего развития (ТОР) с предоставлением соответствующих льгот инвесторам.
Впрочем, к реализации предлагается еще один транспортный коридор - "Приморье-3". С таким предложением выступил глава администрации Владивостока Игорь Пушкарев. Он отметил, что длина коридора "Приморье-1" от китайской границы до Владивостока составляет 240 км, а "Приморья-2" 130 км. "Мы же предлагаем транспортный коридор от границы с Китаем и до Владивостока длиной всего 65 км, - комментирует Игорь Пушкарев. - На наш взгляд, этот позволит наиболее эффективно использовать имеющиеся у Министерства транспортного развития средства на строительство транспортной сети Приморья и достичь лучших показателей. То есть, за гораздо меньшую сумму получить дорогу, в три раза короче и более эффективную. Это позволит все грузы направить на порты Владивостока, а также сократить путь к Восточному порту в Находке и к Зарубино. Мы считаем этот проект очень интересным, поэтому предложили его полпреду Юрию Трутневу. Он дал поручение проработать этот вопрос".
В любом случае следует ожидать, что после "якорного" газового контракта с Китаем процесс развития транспортных связей с этой страной интенсифицируется, а российские порты Приморского края получат новые перспективы развития в качестве транзитных и логистических центров.
Фото: fonavto.ru