← Дороги, инфраструктура

Платные дороги: благо или обираловка?

В последние годы платные трассы стали главным трендом отечественного дорожного хозяйства. Водители в отношении к ним разделились на два лагеря: сторонников, считающих, что это европейское ноу-хау России пойдет лишь на пользу, и противников, которые видят в платных дорогах лишь желание чиновников нагреть руки. На вопросы портала "АвтоВзгляд" отвечает председатель правления ГК "Автодор" Сергей Кельбах.

- Сергей Валентинович, в чем принципиальное преимущество платных дорог перед обычными, что они дают с точки зрения практики?
- Во-первых, платные трассы - это дороги самой высокой технической категории, IА и IБ, - говорит Сергей Кельбах. - На них полностью отсутствуют пересечения на одном уровне с другими дорогами. Во-вторых, скорость движения там высока - для трасс IА она составляет 130 км/ч, а для IБ - 110 км/ч. Кроме того, отсутствие пересечений резко повышает уровень безопасности платных дорог, что подтверждается статистикой, которую мы ведем с 2012 года, когда был запущен первый большой 55-километровый платный участок на трассе М-4 "Дон" в Липецкой области. На платных трассах количество ДТП меньше почти в 10 раз по сравнению с "обычными" дорогами, а количество погибших и травмированных - в 20 раз. Отчасти это объясняется тем, что там, где взимаются деньги с водителей, всегда есть "отбойники", исключающие лобовое столкновение и информационные табло системы АСУДД (Автоматизированной системой управления дорожным движением - прим. автора), на которых в режиме реального времени отображается полезная для автолюбителей информация. Кроме того, на платных дорогах через каждые 2 км установлены пункты аварийной вызывной связи - с них всегда можно позвонить при поломке и не зависеть ни от качества мобильной связи, ни от наличия телефонов в населенных пунктах. Также на таких трассах размещаются метеостанции, которые в автоматическом режиме передают на информационные табло данные о погоде и рекомендации по соблюдению определенного скоростного режима для водителей, что существенно влияет на безопасность движения. Одним словом, если человек платит за проезд, то должен получить максимальный объем услуг за свои деньги, а также гарантированные безопасность, скорость и качество передвижения.
- Каковы перспективы развития института платных дорог в столичном регионе?
- Сегодня в Подмосковье уже действуют два платных участка - на трассе М-4 "Дон" (48-71 км) и обход города Одинцово на трассе М-1 "Беларусь" (Москва - Минск). Сейчас ведутся работы по обустройству платного участка на строящейся скоростной автомобильной дороге "Москва - Санкт-Петербург" (15-58 км); по сути дела, это подъезд к аэропорту "Шереметьево" и дальше - часть дороги на Питер. Также проектируется строительство участка трассы М-7 "Волга" (Москва - Нижний Новгород - Казань) в обход Ногинска и Балашихи. Кроме того, проектируется еще один платный участок на трассе М-1 "Беларусь" - с 33 по 132 км. И, наконец, недавно мы приступили к реализации крупномасштабного проекта - строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД), которая будет эксплуатироваться на платной основе. Она будет проходить по территории Московской области и - отчасти - по территории Новой Москвы (между трассой М-3 "Украина" и М-4 "Дон"). В перспективе ЦКАД должна будет перераспределять транспортные грузовые потоки с севера на юг и с запада на восток на расстоянии 50-60 км от столицы. Фактически новая дорога расположится рядом с Малым московским кольцом А-107 (в народе - малой "бетонкой), а оно, в свою очередь, станет для ЦКАД альтернативной бесплатной дорогой. Сегодня весь грузовой транспорт, к примеру, направляющийся из Санкт-Петербурга в Ростов и из Западной Европы в Казань вынужден доезжать до МКАД и перемещаться по ней, тем самым парализуя движение там. ЦКАД призвана радикально исправить эту проблему.
- По действующим законам платные трассы не могут функционировать без бесплатных аналогов?
- Правильнее сказать - без бесплатной альтернативы. Она есть у каждого из участков, названных мной ранее. Причем в федеральном законе № 257-ФЗ сказано, что альтернативная бесплатная дорога может быть максимум в 3 раза длиннее платной. Но во всех проектных решениях ГК "Автодор" альтернативные дороги практически равны платным (плюс-минус 10-15%) и тем, кто их выбирает, не приходится проезжать расстояния в три раза больше, чтобы сэкономить.
- Некоторые водители жалуются на платные подмосковные трассы - мол, никакой разницы по сравнению с их бесплатной "альтернативой" они не заметили, те же "пробки" и проблемы. Так ли это?
- Когда в конце 2012 года мы запустили платный участок на трассе М-4 "Дон" (48-71 км) в районе Каширы, то столкнулись с тем, что из-за большого потока автомобилистов образовалась острая нехватка пропускных шлюзов, которые попросту не справлялись с количеством желающих проехать. Изначально там действовали 20 шлюзов - по 10 в каждом направлении. И чтобы увеличить пропускную способность, мы резко увеличили их количество до 28 и ввели на платном участке так называемые реверсивные полосы. Действуют они так: когда в пятницу из Москвы начинают тянуться автомобили, для них к 14 полосам попутного движения прибавляются еще 4 противоположного хода (их отделяют временными ограждениями); так образуется временная дорога на целых 18 полос. А в воскресенье такой маневр проводится уже для авто, направляющихся в столицу из области. Таким образом даже в самый пик нагрузки машины могут беспрепятственно перемещаться по платной магистрали. Использование реверсивных полос мы намерены практиковать и на всех новых платных дорогах московского региона.
- Каких тарифов стоит ожидать водителям от новых платных дорог?
- На платном участке трассы М-4 "Дон" (48-71 км) действует расчетный тариф "1,1 рубля = 1 км" для легковых автомобилей. Для грузовиков он в 4 раза выше. Все повышения (в среднем - на 5-6% в год) связаны исключительно с инфляцией и проводятся в середине года. В нынешнем, к слову, тарифы мы еще не повышали. Но такие расценки действуют лишь в отношении участков дорог, за реализацию которых непосредственно отвечает ГК "Автодор". У концессионеров (компаний, которые получают от государства право на эксплуатацию дорог взамен на их участие в строительстве самих объектов, - прим. автора) несколько иной подход к формированию тарифов - они выстраивают их, исходя из необходимости возврата инвестиций. В этом случае плата за проезд составляет порядка 5-6 рублей за 1 км дороги - как на участке трассы М-1 "Беларусь" (обход города Одинцово). Но даже при таких ценах от водителей, желающих воспользоваться "платниками", нет отбоя.
- На каких из планируемых к строительству платных дорог в московском регионе будут действовать "концессионные" тарифы за проезд?
- Концессионными будут платный участок строящейся скоростной автомобильной дороги "Москва - Санкт-Петербург" (58-149 км) и 2 секции ЦКАД (от трассы М-10 "Россия" до трассы М-1 "Беларусь", а также от трассы М-1 "Беларусь" до трассы М-4 "Дон" (включая территорию Новой Москвы). На всех остальных платных трассах будут действовать социально ориентированные тарифы (1,1 рубля = 1 км пути + инфляция).
Фото: avtovzglyad.ru
Автовзгляд