Городские улицы буквально стонут от обилия грузовиков. Они не только провоцируют ДТП, создают пробки и разбивают дороги, но и вредят экологии. Эксперты уверены: всё дело в нелегалах, ведь по закону вот уже год въезд в центр города для фур запрещён. "Невское время" разбиралось, почему многотонные грузовики вопреки запрету колесят по городу,разбивая дороги и доставляя неудобства петербуржцам.
Чуть больше года назад правительство города закрыло для большегрузов въезд на территорию Петербурга в пределах КАД. Исключением стали 62 улицы на окраинах северной столицы. Таким образом, с 1 июня 2013 года фурам тяжелее 8 тонн появляться в центре можно только по специальным разрешениям, которые выдаёт комитет по благоустройству.
Однако за прошедшие 13 месяцев транспортная ситуация в Петербурге лучше не стала, историческая часть города по-прежнему страдает от гигантских авто. Например, на повороте с Обводного канала везде висят знаки "Движение грузовых автомобилей запрещено". Мимо проезжает грузовик, который явно весит больше 8 тонн, игнорируя запретительный знак. Водитель (никакого разрешения для въезда в центр у него нет) признался, что для экономии его начальники используют крупные фуры, чтобы довести много товара за один раз.
- Гаишники штрафуют меня редко, - говорит водитель грузовика. - Хотя, если честно, ездить по центру на большой машине трудно: чтобы повернуть направо, нужно перекрывать как минимум два ряда, а если улицы запаркованы, то встречному потоку машин порой приходится ждать, когда моя "колбаса" проползёт. Но, увы, мы тоже заложники ситуации.
Сегодня магазины, находящиеся в центре, обязаны по возможности подвозить продукты и другие товары на небольших грузовичках вроде "Газели". Правда, и они проблему пробок особо не решают: иногда, особенно поутру, такие авто по нескольку штук подъезжают к торговой точке, да ещё и встают на тротуарах - иначе никак.
Автомобильный эксперт Андрей Чепелев говорит, что фуры не только в центре доставляют неудобства другим участникам движения: они медленно набирают скорость, занимают больше места, сужают проезжую часть.
- В некоторых странах Европы существует запрет на движение грузовиков в выходные дни, в Швейцарии - по ночам, -
рассказал Андрей Чепелев.
Стоит признать, что в последнее время городские власти всё же сделали передвижение в Петербурге грузовиков более комфортным. В частности, построили кольцевую автодорогу, на которую ушёл весь транзитный поток. В 3-й и 4-й районы морского порта тоже можно попасть, минуя жилые кварталы, - через Западный скоростной диаметр и специально построенную новую проезжую часть улицы Морской Пехоты. А ведь ещё недавно фуры стояли вдоль Автовской улицы на всём её протяжении, ожидая, когда их пустят в товарную гавань.
Больше всего от большегрузов страдают обитатели окраин. Жительница Краснопутиловской улицы Галина Кузнецова говорит, что проблемы у автовладельцев остались. По её словам, из-за того, что фурам запретили ездить по проспекту Стачек, весь поток направляется на улицу Маршала Говорова.
- Ещё недавно улица так была разбита фурами, что на ней места живого не оставалось, - рассказала Галина. - И вы представляете, как по этим многочисленным ухабам носились фуры? Два года назад у нас положили асфальт, но надолго ли его хватит? У меня под окнами пара люков, так они такой шум создают, что просто невозможно! Ночью не спасают даже стеклопакеты. А представляете, как нам живётся сейчас, когда даже ночью жарко?
Не в лучшем положении оказались и жители посёлка Большая Каменка в Приморском районе. В тех краях строили северный участок Западного скоростного диаметра - от улицы Савушкина до Белоострова. Так вот, подъезды к стройке организовали, понятное дело, по существующим улицам. Самосвалы с песком и щебнем носились по узкой дороге в Каменку, а далее по центральной безымянной улице самой Большой Каменки. За считаные дни её разбили полностью, но никакому чиновнику и в голову не пришла мысль положить новый асфальт или, ещё лучше, построить временный объезд посёлка по пустынным полям.
Сейчас такие же проблемы испытают жители Канонерского острова. Единственная связь этого места с "Большой землёй" - тоннель в створе Двинской улицы. Островная Путиловская набережная уже разбита, как и многие внутриквартальные проезды. Канонерцы беспокоятся за состояние самого тоннеля под Морским каналом: он построен в советские годы и явно не был рассчитан на такую нагрузку. А сколько нужно привезти стройматериалов для прокладки эстакады ЗСД через Финский залив, можно себе представить.
И ещё. Запрет правительства Петербурга на въезд большегрузов в центр Петербурга, который сегодня соблюдается через раз, действует только до 1 июня 2018 года. Что делать дальше - покавопрос.
"Нужно менять нормы и строить технические дороги"
Александр Холодов, член совета Всероссийского общества автомобилистов по Петербургу и Ленобласти:
- Если большегрузы будут соблюдать действующее законодательство, которое у нас ещё от царя Гороха, то загружены они будут только наполовину или ещё меньше - на одну четверть. Любой полный КамАЗ уже считается перегрузом, ведь влезает туда около 20 тонн, хотя перевозить можно всего 10-15.
Мы загоняем перевозчиков в такую ситуацию, что они в любом случае будут нарушать правила. Если загружать машину по закону, то нужно совершать две ходки, а это уже нерентабельно.
Решение проблемы, на мой взгляд, заключается в том, чтобы пересмотреть старые нормы с учётом современных возможностей автотранспорта. Ещё один выход - строительство технических дорог. Бетонную или гравийную дорогу, по которой станут двигаться только большегрузы, нужно поддерживать, время от времени подсыпать туда, к примеру, щебень. Если все фуры едут к порту, то пускай порт её и оплатит. Или сделать подобный дублёр для трассы "Скандинавия", где постоянно летают перегруженные песком или гравием большегрузы. Пускай летают дальше, но по специальной трассе.
Фура перед Малым драматическим
Жители улицы Рубинштейна не первый год жалуются властям на тягач с прицепом, который паркуется возле Малого драматического театра Льва Додина. Старый МАЗ не только закрывает вид на театр, но и в принципе мешает людям любоваться архитектурой в Центральном районе.
В своё время против "театральной фуры" выступали с пикетом активисты. Взамен дирекция по организации дорожного движения совместно с театром решила установить знак "Остановка запрещена" с 10 до 19 часов. По словам замдиректора МДТ Григория Левковича, это позволило бы грузовику разгружаться и уезжать. Правда, в ГИБДД с такой позицией не согласились и обещали штрафовать водителя грузовика. Тем не менее все эти битвы ни к чему не привели - большегруз продолжает нарушать правила, заезжая в центр.
Строительная техника заказана на выходные?
В начале 2014 года сносили дореволюционные корпуса Мариинской больницы, и вереница пустых самосвалов выстраивалась на улице Маяковского от Невского проспекта до поворота к больнице. Их не пугал штраф за парковку во втором ряду, а также замечания, что по улице сложно проехать рейсовым автобусам. В итоге там постоянно образовывались пробки.
По логике сносы домов можно было бы перенести на выходные, когда машин на улицах центра заметно меньше. Но этому препятствует распоряжение губернатора Георгия Полтавченко. По словам координатора градозащитного движения "Живой город" Антонины Елисеевой, после сноса дома Рогова градоначальник ввёл запрет на подобные работы в уик-энды. Всё дело в том, что в нерабочие дни отдыхают сотрудники смольнинских ведомств, а потому в случае незаконности демонтажа проверять рабочих практически некому. Как найти компромисс, градозащитница не знает. Вместе с тем запрет на снос в выходной отменять нельзя, поскольку в противном случае фактов нарушений закона будет существенно больше.
В соответствии с действующими правилами при выезде со строительной площадки у каждой машины необходимо мыть колёса - для этого существуют специальные установки. Но хозяева грузовиков зачастую игнорируют требования и развозят бетон и песок по проезжей части. Загляните на улицу Красуцкого, где строят жилые высотки компании "Юнит" и "ЮИТ", - там ступить в чистой обуви негде! Да и ходить там страшно: постоянно туда-сюда ездят грузовики.
Фото: nvspb.ru